Из проповеди в среду Крестопоклонной седмицы...

Из проповеди в среду Крестопоклонной седмицы…


Из проповеди в среду Крестопоклонной седмицы священномученика Анатолия Жураковского

(расстрелян на Соловках)

« Сегодня траурный день – среда средокрестная. Самая сердцевина поста, средоточие нашего молитвенного постного подвига. День, когда во всех храмах предлежит Крест, которому Святая Церковь совершает поклонение в течение всех этой седмицы».

01-26032017

Поклонный Крест на Бутовском полигоне

«Крест – это символ самой страшной муки и самого страшного ужаса, который был когда-либо в мире. Здесь все. Предельная боль изнемогающего тела, позор пытки, ужас насильственной смерти, издевательства человека над человеком, кощунство и хула на Бога, трусость и отречение, измена и предательство, торжество низости и бессилие добра и совершенства, одиночество, и, наконец, богооставленность: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси?» (Мф.27:46)»

«…распростертый над миром Крест – вот христианство. Христианство – это религия Голгофы, религия последнего, предельного страдания. В нем должно переплавиться сердце мира. Распятый человек должен умереть вместе с Распятым за мир и Умирающим Богом. Язвы гвоздиные и прободенное сердце Бога и Человека – вот христианство. Но вместе с тем христианство, Евангелие – это свет, это победа, это радость совершенная. И всякая радость земная и все, чем хотят утешить и возвеселить человека, все земные учения, все религии мира – все это ничто перед Божественным благовестом радости Евангелия. Богоусыновление, воскресение, обожение – вот имя этой радости. Вот ее обетование. Уже открывшееся в веках в Начальнике жизни.»

«Но тайна христианства в том, что его победительный свет рождается в темном лоне скорби, струится из бездонной глубины преодоленной муки. Всякая радость, всякое торжество рождается, приходит в мир и озаряет вечность, только проходя через горнило страданий. И всякое страдание – только путь, только ступень к свету и торжеству и блаженству.»

02-26032017

Крест на Святой Канавке в Дивеево

«А с другой стороны, Крест Христов – Крест животворящий. Он не только символ страданий, но и знак победы. Это знакомое нам с детства пересечение линий, когда-то отображавшее в себе величайшую человеческую жестокость, со времени смерти Искупителя открывает в себе миру неизмеримость Богочеловеческой любви. А любовь —  это величайшая победа, полнота торжества и блаженства. Так Крест говорит нам не только о побеждающем, но и о побежденном зле, тая в себе зарю и неизбежность Воскресения.»

«В истории христианства каждая новая ступень восхождения, каждое откровение благодати дается миру и Церкви через побежденную скорбь, преодоленное страдание. И чем больше дар, тем скорбь мучительнее и глубже. И обратно. Каждая скорбь – непременно обетование и залог радости. В Царстве Небесном каждая слеза станет жемчужиной и каждая капля мученической крови – рубином. И это закон не только жизни Церкви, но и жизни всякой обрученной Христу души. Мы не с Ним, если не сострадаем Ему и не восходим вместе с Ним на Крест. Если мы с Ним – нет для нас безысходного страдания, муки безнадежной, но всякая скорбь – только путь к вечной немеркнущей славе.»

03-26032017

У врат рая

«…За днями сомнений и испытаний придут они, дни победного торжества. Буди! Буди! Через крест к невечернему свету воскресения! «Распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».

25 марта 1926 г.

Письмо протоиерея Авраамия (Некрасова), духовника Арзамасского Николаевского женского монастыря.

«Вот уже вторая половина св. поста идет. Я думаю, вы довольно и добрых дел понакопили. Св. четыредесятница — это весна духовная, в течении которой насаждают и сеют семена дел благих. Так ли вы препроводили первую половину сей весны духовной, поста святаго? Садили ли и сеяли ли на нивах душ ваших девственных семена добродетелей, а, насадивши и посеявши, когда оне восходить начинали, пололи ли вы эти семена? Не попустили ли по своему невниманию, по своей разсеянности и безпечности, этим семенам благим заглохнуть в вас? Смотрите, любезныя мои, бдите и молитеся, да не како враг, спящим вам сном греховным, посеет посреди пшеницы вашей духовной плевелы свои, злые помыслы и нечистыя пожелания. Ни на минуту не могите быть без молитвы Иисусовой. Ядите ли, пиете ли, или иное что творите, творите яко бы пред вами стоял Сам Господь и зрел, что и как вы творите. Сия молитвенная память Божия, яко некий страж, будет сохранять вас и удерживать от всех грехопадений, даже до празднаго слова и помысла злаго. Не напоминаю вам здесь о любви и смирении, кои у ваших душ должны быть двумя ногами, без коих вы не внидите в царствие небесное. Итак, любез. мои, внимайте, внимайте себе, и таким образом, со страхом Божиим совершайте и 2-ю половину св. поста, да с плодами духовными сретите Светоносный праздник преславнаго Воскресения Христова. 23 Марта 1872 г.»

04-26032017