История монастыря
Основан 1580 г.
Основание Николаевского монастыря неразрывно связано с воспоминанием об основателе его Феофилакте Яковлеве. Н. М. Щегольков сообщает, что «около 1580 г. один из жителей Арзамаса Феофилакт Яковлев, по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца». (1). Об этом свидетельствовала грамота царя Алексея Михайловича, данная 28 марта 1670 г. стольнику князю Леонтию Шайсупову и написанная на семи склеях со скрепом дьяка Ивана Степанова: «…как де тот Никольский девич монастырь построен тому лет с девяносто и больше…» (2). (т. е. в 1580 г. или ранее—А. П.). В те времена священники обычно избирались прихожанами, а не назначались епархиальным начальством, поэтому в настоятели, вероятно, по выбору прихожан, был посвящен сам храмоздатель. Вскоре известный уже нам игумен Спасского монастыря Сергий принес в дар этому храму резной образ святителя Николая, именуемого Можайским, и предложил Феофилакту обустроить при этом храме девичий монастырь. Идея создания женского монастыря, какового еще не было в городе, была поддержана Феофилактом. И он строит неподалеку еще одну деревянную теплую церковь во имя Богоявления с приделом Св. Георгия Победоносца, с жилыми подклетами и деревянной папертью, а также колокольню и 30 отдельно стоящих келий. Всю территорию огородили забором. Очевидно, благословение на учреждение монастыря было получено ранее, перед строительством всех этих сооружений.
Подробно о местоположении Никольского женского монастыря сообщается в описи начала XVII века: «…в меньшом остроге (имеется в виду ограда монастыря, очевидно, состоящая из частокола бревен—А. П.), вышед из города от Настасейских ворот, и идучи к Кузнечным воротам, на правой стороне от городовыя стены десять сажен — девич монастырь; церковь Николая Чудотворца Можайского да придел Космы и Дамиана, да церковь теплая Богоявления Господня да великомученника Георгия…».(3)
В первое время своего существования число монахинь в Николаевском монастыре не превышало 30 человек. В древних синодиках (поминальная книга—А. П.) были записаны имена первых настоятельниц обители. Игуменьи: Фотиния, Феврония, Агафья, Елена, Надежда и Мария. Начало XVII века для Николаевского монастыря было тяжелым, он вместе со всей страной переживает жестокие голодные годы. Без хлеба вымирали целые деревни. Начались разбои и грабежи, появились шайки воров и в окрестностях Арзамаса.
Боярская дума во главе с царем Василием Шуйским уничтожает Лжедмитрия I, пытается спасти страну от гибели и развала. В том же 1606 году, с которого начал царствовать Шуйский, Николаевский монастырь получает в свое владение грамотой от царя Василия Шуйского водяную мельницу на реке Теше и участок луга для заготовки сена.
Однако царскому правительству не удается сдерживать бурно развивающиеся события. Смута разрасталась, охватывая все новые территории страны. Арзамас оказывается в центре событий. Город осаждают и штурмуют: в 1607 году остатки разбитого под Тулой войска И. Болотникова, в 1608 году — тушинцы, в 1611 году — смоляне и т. д.
Расположенную рядом с городской стеной женскую обитель это не могло не затрагивать и не влиять на ее жизнедеятельность.
Как пережил монастырь эти бурные годы — неизвестно, но, возможно, этими событиями объясняется то странное обстоятельство, что монастырем первой половине XVII века управляли не игуменьи, а простые монахини.
В 1612 году второе народное ополчение под руководством К. Минина и князя Д. М. Пожарского освобождает Москву от польско-литовских захватчиков. А в 1613 году, уже в более спокойной обстановке в стране, на соборе избирают на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. На собор — собрание — от всех слоев населения были выбраны пять человек арзамасцев: игумен Спасского монастыря Иов, служилые дворяне Иван Путятин, Федор Дементьев, Иван Нармацкий и Федор Чемезов.
Молодой царь Михаил Федорович, опекуном которого являлся его отец — российский патриарх Филарет, был благосклонен к Арзамасу, в том числе и к Николаевскому монастырю. Своими грамотами 1614, 1615 и 1632 годов государь подтверждает прежнее право Николаевского монастыря на владение своими поместьями. Кроме того, он устанавливает хлебную и денежную ругу — государственную дотацию Николаевскому женскому монастырю.
А в 1634 году в честь рождения сына учреждает вторую по счету в Арзамасе женскую обитель — Алексеевскую.
В начале XVII века Арзамас, как и многие другие русские города, был застроен деревянными зданиями, а потому очень часто страдал от опустошительных пожаров. Так, в 1643 году сгорел Воскресенский собор в кремле. А в 1650 году в результате сильного пожара, произошедшего от молнии, огнем были уничтожены обе церкви, все кельи и ограда Николаевского женского монастыря, а также находящиеся рядом башни кремля и часть крепостной стены. Прекрасные деревянные храмы, древние иконы, резные иконостасы и многие церковные вещи — все это превратилось в пепел и прах. Куда разошлись бедные погорелицы — монахини Николаевского монастыря, неизвестно. Можно предположить, что их приютила под своей крышей Алексеевская обитель.
И все же монахини Николаевского монастыря не разошлись врозь совсем. Монастырь через некоторое время был возрожден, правда, не в прежних размерах. По мнению исследователя истории Арзамаса Н. М. Щеголькова, в 1650 году была еще жива жена основателя Николаевской обители иерея Феофилакта старица Пелагея. Вместе с сыновьями, Григорием и Афанасием, построили на прежнем месте новую деревянную теплую церковь во имя Богоявления. Нелегко возрождалась обитель — этот храм был единственным около 30 лет. Вторую церковь, очевидно памятуя о пожаре, решили построить из камня. Соборный холодный каменный храм во имя Николая Чудотворца начали строить спустя несколько лет, но возводился он очень медленно и был освящен лишь в 1683 году. Тому есть объяснение, если посмотреть на общероссийскую историю.
В 1652 году на патриарший престол взошел нижегородец Никита Минов, седьмой патриарх Никон. Одна из наиболее ярких и трагичных фигур в Русской Православной церкви. Фанатично упрямый и властолюбивый, подчинив своему влиянию царя и светскую власть, патриарх приступил к реформе церкви. Им был издан указ об отмене двуперстия — чтобы все «тремя перстами крестились». Никон созвал собор для «исправления» целого ряда русских традиций и богослужебных книг.
Церковные реформы архипастыря вызвали раскол в Русской церкви, народ разделился на две части. Меры, направленные на «вразумление и обращение» последователей старой веры на «путь истины»,стали применяться сразу же после оглашения решения Собора 1666— 1667 годов.
Первый период (1667—1699 годы) отличался строгостью и жестокостью. Пасторские увещевания, словесные и письменные обличения, телесные и духовные наказания — все эти способы воздействия на «раскольников» то чередовались во времени, то использовались одновременно. Метод убеждения посредством письменного и устного слова был более приличен пастырям церкви, но на деле им очень мало пользовались. Противораскольнические сочинения того времени отличались резкостью, бранью и пренебрежительным тоном: старообрядцы в них изображались не иначе, как невежды — с которыми не стоит вести речи, как еретики — заслуживающие одной только анафемы, как злодеи — достойные суда и казни. (4).
Яркие тому примеры — изданные в 1667 году «Жезл правления» и «Цвет духовный» (1682 г.). Другой способ воздействия на «раскольников» — посредством суда, наказания и пыток — был в большом употреблении и развитии в этот период. По царским указам 1666—1667 годов еретики должны были подвергнуться «царским сиречь казнениям по градским законам». Розыск еретиков и совершение городского суда были поручены воеводам. (5).
Сильнейший духовный перелом в России и его последствия не могли не сказаться на развитии Арзамасского Николаевского монастыря. Потому-то так медленно восстанавливались храмы обители.
А в конце 70-х годов XVII века — новое трагическое испытание. Народное восстание, вспыхнувшее в казачьих станицах Нижней Волги под руководством С. Разина, переросло в большой пожар на Среднем Поволжье. Бунтовали многие города и селения Нижегородского края. Город Арзамас опять оказался в центре бурных событий и становится штабом карательно-усмирительных войск под руководством князя Ю. Долгорукого. В 1670 году народное движение против царского правительства Алексея Михайловича Романова в основном было подавлено, и Арзамас превращается в «плаху России».
В город из разных мест свозились тысячи крестьян для суда и расправы. «Страшно было смотреть на Арзамас: его предместья казались совершенным адом; повсюду стояли виселицы и на каждой висело по 40 и 50 трупов, там валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью; здесь торчали колья, на которых мучались преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописанные страдания. В продолжение трех месяцев в Арзамасе казнили одиннадцать тысяч крестьян, их осуждали не иначе, как соблюдая обряды правосудия и выслушав свидетелей…». (6).
Так описывал эти события очевидец-иностранец.
Среди повстанцев предводительницей большого отряда была монахиня Арзамасского Николаевского монастыря. Вот что говорится об этом в голландских и немецких исследованиях тех событий: «…Среди прочих пленных была приведена к князю Юрию Долгорукому монахиня в мужском платье, надетом поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под командой своей семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда не была взята в плен. Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожженной заживо… Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтоб сыскалось поболее людей, которые поступили бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять… Она спокойно легла в сруб — маленькое деревянное сооружение с четырьмя отверстиями и открытым верхом… Перед смертью она перекрестилась на русский лад: сперва лоб, потом грудь, спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел…». (7).
В своих донесениях царю князь Долгорукий сообщает об этом: «…А вор старица в расспросе и с пытки сказалась Аленою зовут, родиною де, государь, она города Арзамаса, Выездные слободы крестьянская дочь, и была замужем тое ж слободы за крестьянином; и как де муж её умер, и она постриглась. И была во многих местах на воровстве и людей портила. А в нынешнем де, государь, во 179 году, пришед она из Арзамаса в Темников, и збирала с собою на воровство многих людей и с ними воровала, и стояла в Темникове на воевецком дворе с атаманом с Федькою Сидоровым и его учила ведовству. И мы холопи твои,… вора старицу за ее воровство и с нею воровские письма и коренья велели зжечь в струбе…». (8).
К сожалению, в архивных источниках крайне скудны сведения об этой яркой и удивительной личности — Алене Арзамасской, монахине Марфе Арзамасского Николаевского монастыря. Не ясным остается то, что же заставило ее покинуть стены обители и взяться за оружие, пойти против помазанника Божия, законного царя. Однако, надо полагать, причины должны были быть весомые и тесно связанные с церковным расколом.
Далее, после 1670 года, наступили более спокойные времена. Наблюдается быстрый рост строительства и торговли. В 1683 году достроен и освящен первый в обители храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Численность Николаевского монастыря с 30-ти человек при Алексее Михайловиче увеличилась и в 1716 году составляла уже более 80 монахинь.
В конце XVII века в городе произошли большие перестройки. Так, между 1689 и 1701 годом, за 12 лет, была перестроена южная часть кремля. Прясла стен в этом месте прошли не с северной, а с южной стороны территории Николаевского монастыря, о чем свидетельствуют документы того времени (1689 г.): «…местоположение монастыря на меньшем остроге, в 10 саженях от городской стены, между Настасьинскими и Кузнечными воротами…», и 1701 год: «…в монастырь девичь, что внутри града…». Таким образом, женская обитель, очевидно по настоятельному требованию и просьбам сестер и с высшего позволения, была окружена крепкими стенами городского кремля и находилась внутри города. (см. план ниже, Ил. 2).
«Арзамасские монастыри» /А.С. Петряшин/
С 1719 по 1749 год обителью более 30 лет управляла игуменья Мария, прозванная Грузинкой, очевидно повлияла на это ее национальность. В 1726 году Арзамас сильно пострадал от жестокого пожара. Монастырь вторично был превращен в пепел. Вероятнее всего, тогда же сгорела и Арзамасская крепость, о которой после сего времени уже нигде не упоминается. И вновь всем городом стали восстанавливать монастырь. На месте сгоревшей деревянной ограды с трех сторон была возведена каменная, а с четвертой — деревянная. Всей длины ограды, с четырьмя каменными башнями по углам, было более 242 метров. Вдоль западной стены обители построен был первый каменный двухэтажный корпус с открытой галереей для перехода в Николаевскую церковь. Ил.15
В 1738 году восстановили каменную Никольскую церковь, а над западной папертью возвели трехъярусную каменную же колокольню. В 1740 году была построена теплая деревянная церковь во имя Богоявления. Ил.15
В 1757 году в Арзамас из Санкт-Петербурга прибыл подвижник монашеской жизни иеромонах Федор Ушаков в сопровождении своих учеников и учениц. Направлявшийся в Саровский монастырь. О. Федор, пожив некоторое время в Арзамасе, оставил своих немногочисленных учениц в Николаевском монастыре, а сам с учениками отправился в Саров.
В 1764 году, в результате церковных реформ Екатерины II, были закрыты многие монастыри, а у оставшихся были отобраны их владения. Среди прочих былупразднен и Арзамасский Алексеевский монастырь, часть его монахинь была перемещена в Николаевский, сам же Николаевский монастырь был причислен к третьему классу. Поскольку в те времена вотчин у Николаевской обители не было, то и потеряла она немного: мельницу на р. Теше да покосы, пожалованные еще Василием Шуйским.
Первыми игуменьями после введения штатов в 1764 году были: Надежда, Мария и Евграфа. В 1883 году приобретено было место на северо-западном углу Соборной площади и Стрелецкой улицы, там, где стояли сгоревшие дома монастырских протоиереев Иоанна Покровского (архимандрита Иоакима) и Аврамия Некрасова.
На этом месте построен двухэтажный каменный дом, в нижний этаж которого была переведена из монастыря просфорня, а в порхнем этаже устроено помещение для почетных гостей Николаевского монастыря. В следующем 1884 году по желанию арзамасских граждан рядом с этим домом на средства благотворителей была построена часовня. Ил. 7.
В 1885 году по просьбе игуменьи Паисии была прислана с Афона из русского Пантелеймонова монастыра на благословение жителям г. Арзамаса и Николаевскому монастырю Иверская икона Божией Матери. В монастыре она была украшена серебро-позлащенной ризою, шитой золотом и драгоценными камнями. Ежегодно, в день принесения иконы, 3 ноября совершается в обители празднество иконы Иверской Божией Матери с чтением на всенощной акафиста.
В 1886 году 5 апреля на 81 году жизни скончался протоиерей о. Аврамий Георгиевич Некрасов. Тело его погребено близ Николаевской церкви с северной стороны. На могиле поставили белый мраморный памятник. В первые годы своей службы в Николаевском монастыре он познакомился с великим подвижником о. Серафимом Саровским, который по-отечески наставлял его и предсказал, что он будет наставником и увещевателем старообрядцев, затем благочинным и много обид претерпит от недостойных диаконов. Все это в свое время сбылось. О. Аврамиймного путешествовал: был на Афоне, в Киево-Печерской лавре, Свято-Троицкой-Сергиевой и Александро-Невской лаврах и во многих других знаменитых монастырях. В 1898 году Николаевский соборный храм монастыря был заново расписан. Летом этого же года преосвященный Владимир II, посетив обитель, осмотрел проводившиеся в храме живописные работы.
В 1878 году в алтаре церкви были переделаны арки, сломаны стены, устроена новая глава, которая была покрашена в синий цвет и украшена позолоченными звездами и подзором. Высокая четырехъярусная колокольня была заново побелена, и ее главу покрасили в ярко-синий цвет.
После пожара 1650 года возвели новую тёплую деревянную Богоявленскую церковь, которая т была единственной в обители почти 30 лет.
В 1740 году на месте этой церкви был построен новый деревянный храм, но уже без придела (третий по счёту). Должно быть, по скудости средств здание церкви было выстроено небольшим и не особенно прочным, так как уже в 1770 году его разобрали и здесь же начали строить каменную церковь. Окончили строительство в 1777 году и освятили во имя Богоявления. Это здание (четвёртое по счёту) просуществовало до 1811 года.
Ил.8 Богоявленский храм
В 1813 году на прежнем месте построено было новое(пятое) здание Ил.8 Богоявленской церкви, которое существует до сих пор. Тогда же в нём были устроены приделы: правый – во имя Боголюбской иконы Божией Матери и левый — Всех Святых, внизу — больничная церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости. К сожалению, не сохранились чертежи предыдущих храмов, а также имена их строителей, однако по последнему облику здания можно сделать некоторые определения. Здание Богоявленской церкви относится к тому редкому типу крестовокупольных храмов, которые нечасто встречаются в средней полосе России. Постепенно вырастающее от основания: сначала высокий цоколь, потом первый парадный этаж, далее поднимаются стены среднего объема. Все здание его центральной вертикальной оси оживляется средней — мезонинной частью, которую завершает барабан, покрытый фасонным куполом и крестом на изящной шейке. Плоскости стен декорированы спаренными колоннами, поясками и круглыми окнами. Входы в обитель были оформлены одностилевыми со зданием воротами, ритм которых, в свою очередь, слева поддерживала аркада торговых рядов.
Образ Богоявленской церкви и других построек Никольского монастыря, ладно сочетаясь с окружающими Соборную площадь другими зданиями, на фоне затешинских далей и высокого, постоянно меняющегося неба, и создали тот своеобразный архитектурный ансамбль арзамасской Соборной площади.
В 1913 году монастырь был вполне благоустроен. Здания его и постройки были покрашены и чисто выбелены, аккуратные дорожки и клумбы с цветами радовали глаз. Внутреннее пространство храмов со старинными резными иконостасами и многочисленными иконами, ценными церковными вещами были плодами трудов и гордостью монахинь, число которых достигло 325 человек. Сестры ни в чем, необходимом для иноческой жизни, не нуждались и могли спокойно заботиться о своем духовном спасении. Не имея богатых и постоянных жертвователей, они жили в основном своим трудом, работая на земельных угодьях, принадлежащих монастырю; в монастырской иконописной мастерской; шили церковные облачения, искусно украшая их золотой вышивкой; изготовляли обувь, вязали ботинки, чулки и пуховые платки, стегали одеяла и т. д.
Монастырь был украшением всего города. Пластика архитектурных форм его зданий, ярко-синие главки храмов с золочеными звездами и крестами восхищали гостей города и были гордостью арзамасцев. Голос колоколов Николаевского монастыря, вплетаясь в гармонию звука еще почти 200 арзамасских колоколов, создавал удивительное чувство праздника или печали, благотворно действуя на духовное и физическое здоровье людей.
Не раз Арзамас переживал жестокие пожары, которые уничтожали половину города, однако город возрождался вновь, еще краше и лучше. Но случился пожар пострашнее всех – пожар революции, который «выжег» в умах и душах людей многовековую память предков, и люди сами превратили свои храмы в развалины и пепел.
Но всё-таки сохранились «живые зёрна» духовности, не запустело намоленное место. В настоящее время трудно и медленно, но возрождается Арзамасский Николаевский женский общежительный монастырь. Упорным трудом монахинь Николаевского монастыря благоустроена Богоявленская церковь, восстановлен из руин главный соборный храм и колокольня. Засверкали золотые звёзды на синих главках монастыря.
Бог вам в помощь и забота Николая Чудотворца!
Источники:
________________________________________________________________________
1) Щегольков Н.М. Николаевский монастырь. История его и описание. 1913 г. С. 17.
2) Там же. С.20.
3) Филатов. Н.Ф. Арзамас в XVII веке. Очерк истории. Арзамас. АГПИ. 1999 г. С.11.
4) Кауркин Р.В. Старообрядчество. Светское и церковное законодательство XVII – XVIII веков. Арзамас. АГПИ. 2001 г. С.7.
5) Там же.
6) Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе. Арзамас. 1911 г. С. 41.
7) Еремеев П.В. Арзамас – городок. Арзамас.1998 г. С. 66.
8) Там же.