19.03.2017г. Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная


Из проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Други наши, в преполовение Святой Четыредесятницы, когда ко многим уже подступает усталость от понесенных трудов и саможаление начинает в нас свою невидимую, но разрушительную работу, Святая Церковь вдохновляет чад своих не ослабевать душой. Торжеством изнесения Креста Христова и водворением его пред нашим взором она призывает нас укрепляться примером Подвигоположника всех крестоносцев, Самого Спасителя нашего Иисуса Христа и Божиим обетованиями, что впереди для них воскресение в Вечную жизнь.

Целую неделю, которая так и называется Крестопоклонной, животворящее Древо будет безгласно, но убедительно проповедовать нам о христианском пути жизни. Спаситель утвердил истинную сущность Своего дела и учения на Кресте. И нам, взирая на Крест, необходимо ясно понимать, что иного пути спасения нет, ибо непримиримость христианства с миром зла и греха – это закон жизни…

Крест Христов! На него возвели Сына Человеческого любовь и послушание: во-первых, к Богу – Отцу Небесному, а во-вторых, любовь к твари и сострадание к участи человека, согбенного безнадежностью земных страданий…

Многие крестоносцы засвидетельствовали, что неудобоносим он только до той поры, пока мы ему сопротивляемся, ропщем, жалуемся и всячески пытаемся от него освободиться. Но те же самые скорби вдруг теряют свою болезненность, когда, опомнившись, человек поймет, что достойное по делам своим приемлет, и начинает покаянными чувствами призывать милость и помощь Спасителя. И сбываются на таком крестоносце слова Христа: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.

Так, други наши, будем нести кресты наши как иго благое и бремя легкое, с помощью Божией. Настроимся так, чтобы несение это было нам во спасение. Будем для этого тщательно следить за помышлениями ума и сердечными расположениями. Смиримся под крепкую руку Божию…

Идет мученичество и крестоношение из дальних веков, в разных обликах, смысл же один – противоборство злу. Утверждение высшего ценой страданий…

В мире идет великая брань, и все мы так или иначе участвуем в ней, за то, чтобы обыденный жизненный крест человека преобразился в спасительный и стал для нас лествицей в Царство Небесное.

Страшен Крест Христов. Но я люблю его – он родил для меня ни с чем не сравнимую радость Святой Пасхи. Но к этой радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он ни был.

Взять крест – это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения. Скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.

Взять крест – это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается полоть. Живя по плоти, мы должны научиться жить для Духа.

«Господи, в несении креста моего, Твоей десницей мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего», – молит сердце. Сердце молит и скорбит, но оно же и радуется сладостной покорности Богу и своему причастию страданиям Христовым.

Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»

01-260317

Перед началом Всенощного бдения

Прииди́те, песнь пои́м но́ву, разруше́ние а́дово торжеству́юще, из гро́ба бо Христо́с воскре́се, смерть плени́в, и спасе́ вся́ческая.

Се воскре́се Христо́с, мироно́сицам жена́м а́нгел реч́е: не рыда́йте, ше́дше рцы́те апо́столом: ра́дуйтеся, днесь спасе́ние ми́ру, мучи́тельство врага́ сме́ртию разруши́ся.

Возсия́л еси́ от гро́ба, незаходи́мый Све́те, ми́ру облиста́я нетле́ние, потреби́л еси́, Го́споди, сме́ртный плач от коне́ц, я́ко благоутро́бен.

Воскре́сл еси́ смерть упраздни́в, Христе́, я́коже вели́кий Царь, от а́довых сокро́вищ воззва́л еси́ нас в наслажде́ние Ца́рства Небе́снаго, в зе́млю безсме́ртия.

Тропари праздничного канона

02-260317

Слава, глас 8: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: но я́ко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.

И ныне, Богородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: но Твои́ми моли́твами изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.

Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х, очи́сти беззако́ние мое́.

Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, я́ко Дави́д вопию́ Ти: поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей Твое́й ми́лости.

03-260317

Ны́не а́нгельская во́инства копиено́сят Дре́во честно́е, благогове́йно окружа́юща, и вся созыва́юща ве́рныя на поклоне́ние. Прииди́те у́бо посто́м просвети́вшиися, припаде́м ему́ ра́достию и стра́хом, ве́рно зову́ще: ра́дуйся, честны́й Кре́сте, ми́ра утвержде́ние.

Да Ада́мову потреби́ши кля́тву, плоть на́шу прие́млеши кроме́ скве́рны, распина́ешися же и умира́еши, Иису́се преблаги́й, те́мже Крест Твой, и копие́, гу́бу же и трость, гво́здие ве́рно почита́ем, и Воскресе́ние Твое́ ви́дети про́сим.

Стихиры на малой вечерне

04-260317

Егда́ Кресту́ пригвожде́на ви́де, Сло́ве Бо́жий, безсе́менно Тебе́ Ро́ждшая, взыва́ше вопию́щи: увы́ Мне, Ча́до сладча́йшее, ко́е Твое́ смире́ние, Бо́же Мой? Ка́ко безстра́стный страсть терпи́ши, непра́ведным судо́м? Песносло́влю Твое́ стра́шное кра́йнее снизхожде́ние.

Богородичен стихир на малой вечерне

05-260317

Каждение в Алтаре лежащего на Престоле Креста

Разреши́вшеся уз дре́вняго осужде́ния, ве́рнии, дре́вом Креста́, на нем пригвожде́ннаго Христа́ славосло́вим.

Прииди́ ны́не с на́ми, Дави́де, цевни́цу дви́жи, Христа́ возноси́те поя́, ве́рнии поклони́теся Его́ подно́жию.

Вознесе́м, лю́дие, предлежа́щее Дре́во, и́мже спасе́ние нам Христо́с подае́т, и ве́рою целу́ем.

Стихиры на стиховне малой вечерни

06-260317

Поклоне́ния день честна́го Креста́, прииди́те к сему́ вси, воста́ния бо Христо́ва зари́, светосия́яй предлага́ет ны́не, того́ облобыза́им душе́вно ра́дующеся.

Живоно́снаго Твоего́ Креста́, покло́нную ра́дость днесь Христе́ срета́юще, предсре́тение твори́м всесвяты́я стра́сти Твоея́, ю́же во спасе́ние ми́ра соде́лал еси́ Спа́се, я́ко всеси́лен.

Тропари Праздничного канона

07-260317

Вынос Живоносного Креста для поклонения

Днесь быва́ет ра́дость на небеси́ и на земли́, я́ко Христо́во зна́мение ми́ру явля́ется Крест треблаже́нный, сей бо предложе́н быв, источа́ет кла́няющимся ему́ ра́дость приснотеку́щую.

Что Ти принесе́м, Христе́, я́ко честно́му Кресту́ дал еси́ нам поклони́тися? На не́мже всесвята́я кровь Твоя́ излия́ся, иде́же и плоть Твоя́ гвоздьми́ водрузи́ся, его́же облобыза́юще ны́не благодари́м Тя.

Тропари Праздничного канона

08-260317

Рай други́й позна́ся Це́рковь, я́коже пре́жде дре́во иму́щая живоно́сное, Крест Твой, Го́споди, из него́же прикоснове́нием безсме́ртию причасти́хомся.

Тропарь Праздничного канона

Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских, на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з дре́во Кре́стное, сме́ртное жа́ло и а́дова побе́да прогна́ся, предста́л бо еси́, Спа́се мой, вопия́ су́щим во а́де: вни́дите па́ки в рай.

Кондак, глас 7-й

09-260317

Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте, Це́ркве кра́сный раю́, дре́во нетле́ния, прозя́бшее нам ве́чныя сла́вы наслажде́ние: и́мже бесо́встии отгоня́ются полцы́, и а́нгельстии свеселя́тся чи́нове, и совокупле́ния ве́рных пра́зднуют. Ору́жие непобеди́мое, утвержде́ние неруши́мое, ве́рных побе́до, свяще́нников похвало́, Христо́вы ны́не стра́сти и нам пода́ждь дости́гнути, и ве́лию ми́лость.

Стихира на «Господи, воззвах…»

Крест Твой, Го́споди, освяти́ся, в нем бо быва́ют исцеле́ния боля́щим во гресе́х, и́мже Тебе́ припа́даем, поми́луй нас.

Седален по 3-й песни канона

10-260317-2

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Тропарь, глас 1-й

Гряди́, первозда́нная дво́ице, ли́ка отпа́дшая го́рних, за́вистию человекоуби́йцы, го́рькою сла́стию дре́ва, дре́вле вкуше́нием. Се всечестно́е вои́стинну Дре́во предгряде́т, к нему́же прите́кше ра́достию облобыза́йте, и возопи́йте к нему́ с ве́рою: ты на́ше воззва́ние, Кре́сте всечестны́й, дре́во Богоблаже́нное, са́де небе́сный, его́же плода́ причасти́вшеся, нетле́ние улучи́хом, Еде́ма пе́рваго прие́мше изве́стно, и ве́лию ми́лость.

Стихира на «Господи, воззвах…»

11-260317-2

Очи́ма и устна́ма чи́стыма пою́ще песнь ра́дования, Госпо́дню Кресту́ ра́достию поклони́мся ве́рнии, пле́щуще пе́сньми.

Тропарь Праздничного канона

Кресту вся земля да покланяется:

Имже познала Тебе покланятися, Слова.

Стихи к Синксарию

Еди́не ми́лостиве и благоутро́бне, просвети́, освяти́ еди́не Иису́се, покланя́ющияся ве́рно Твоему́ Кресту́, и Боже́ственным страда́нием, еди́не благослове́нный отце́в Бо́же и препросла́вленный.

Тропарь Праздничного канона

12-260317-2

Це́ркве утвержде́ние, мона́шествующих похвала́ и спасе́ние, ты еси́ Кре́сте всече́стне, те́мже покланя́ющеся тебе́, и се́рдцем и душе́ю просвеща́емся днесь, Боже́ственною благода́тию на тебе́ Пригвозди́вшагося, и держа́ву льсти́ваго разори́вшаго, и кля́тву потре́бльшаго.

С тихира на «Хвалитех»

Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.

13-260317-2

Днесь проро́ческое испо́лнися сло́во: се бо покланя́емся, на ме́сто, иде́же стоя́сте но́зе Твои́, Го́споди, и дре́ва спасе́ния вкуси́вше, грехо́вных страсте́й свобо́ду улучи́хом, моли́твами Богоро́дицы, еди́не Человеколю́бче.

Седален по 3-й песни канона

Гроб Твой жизнь мне Христе́ источи́, содержа́й бо жизнь, предста́в возопи́л еси́ живу́щим во гробе́х: су́щии во у́зах разреши́теся, Аз бо ми́ра избавле́ние приидо́х.

Пе́сньми да взыгра́ют вся древа́ дубра́вная, тезоимени́тое дре́во Креста́ зря́ще облобыза́емое днесь: на не́мже Христо́с вознесе́ главу́, я́коже проро́чествует боже́ственный Дави́д.

Тропари Праздничного канона

14-260317-2

Крест Христо́в честны́й днесь предложе́нный ви́девше поклони́мся, и ве́рно возвесели́мся, облобыза́юще любо́вию, на сем во́лею распе́ншагося прося́ще Го́спода, сподо́бити всех нас, и Кресту́ честно́му поклони́тися, и дости́гнути Воскресе́ние неосужде́нно.

Светилен Креста

Велие чудо, древо видится, на немже Христос волею распятся плотию: поклоняется мир, и просвещаемь бывает: О Креста сило, и зримый демоны палит, и воображаемь сих паля является! Ублажаю тя, пречистое Древо, почитаю и покланяюся со страхом, и Бога славлю, тобою даровавшаго мне жизнь безконечную.

Стихира в неделю вечера

15-260317-2

Во гла́сех воскли́кнем, в пе́снех возвели́чим, Крест честны́й облобыза́юще, и к нему́ возопии́м: Кре́сте всече́стне, освяти́ на́ша ду́ши и телеса́ си́лою твое́ю, и от вся́каго вре́да сопроти́вных соблюди́ неврежде́ны, благоче́стно покланя́ющияся тебе́.

Стихира на «Хвалитех»

16-260317-2

Высокому́драго ра́зума злых фарисе́ев, всех Госпо́дь при́тчею убежа́ти сего́ научи́, и не высокому́дрствовати па́че, е́же подоба́ет му́дрствовати, всех наказа́, прописа́ние и о́браз Сам быв, да́же до распя́тия и сме́рти, Сам Себе́ излия́в. Благодаря́ще у́бо с мытаре́м рцем: пострада́вый за ны, и безстра́стен пребы́вый, Бо́же, от страсте́й нас изба́ви, и спаси́ ду́ши на́ша.

Стихира на «Хвалитех»

Днесь Влады́ка тва́ри, и Госпо́дь сла́вы, на Кресте́ пригвожда́ется и в ре́бра пробода́ется, же́лчи и о́цта вкуша́ет, сла́дость церко́вная, венце́м от те́рния облага́ется, покрыва́яй не́бо о́блаки, оде́ждею облачи́тся поруга́ния, и зауша́ется бре́нною руко́ю, руко́ю созда́вый челове́ка. По плеще́ма бие́н быва́ет, одева́яй не́бо о́блаки. Заплева́ния и ра́ны прие́млет, поноше́ния и зауше́ния, и вся терпи́т мене́ ра́ди осужде́ннаго, Изба́витель мой и Бог, да спасе́т мир от пре́лести, я́ко благоутро́бен.

Стихира на поклонение Кресту

Господи, грехов моих множества, по множеству очисти щедрот Твоих Всещедре, и Крест Твой сподоби чистою душею видети, и целовати, в настоящей седмице воздержания, яко Человеколюбец.

Стихира в неделю вечера

Иерей Александр Лушин

Проповедь в Неделю 3-ю Великого Поста – Крестопоклонную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С Праздником, дорогие братья и сестры!

Эта Неделя Великого поста именуется Неделей Крестопоклонной. Вчера на Богослужении мы совершили чин выноса Креста Господня, и всю неделю до пятницы этот Крест будет лежать на аналое, чтобы все верующие могли приклониться пред Ним и получить от Животворящего Креста Господня помощь в дальнейшем прохождении поста.

Святая Церковь неслучайно установила празднование Кресту Господню посередине Поста. Пост труден, тяжел, и чтобы подкрепить силы христиан, чтобы они могли получить благодатную помощь Божию на дальнейшее прохождение поприщапоста, Святая Церковь напоминает о страданиях Христа и дает Крест для поклонения и получения благодатной силы Христовой.

Мы знаем, что это Крестное Древо, которое освятил своими страданиями Господь. В Ветхом Завете мы такого вида казни не увидим. Исторически у евреев были следующие виды: побиение камнями, сожжение и повешение на древе. В последствии появилась казнь – усечение мечом. Распятие на кресте было изобретено римлянами. Как они были изобретателями и в строительстве, в изобретении оружия, так отличились и в изобретении казни и мучения.

Евреи узнали об этом виде казни всего за несколько десятилетий до Рождества Христова. И в какой величайший ужас и трепет приводил их один вид креста! И это действительно страшно. Все ветхозаветные виды казней, которые были до тех пор, хоть и кажутся нам страшными, но мучения от них были кратковременными перед смертью. А когда человек висит на кресте, он может мучиться более суток. Боль невыносима и нестерпима, потому что у человека в таком положении ломаются кости суставов. Самых отъявленных разбойников и преступников римляне распинали на крестах.

И тогда нам вспоминаются слова, которые мы читаем в Новом Завете: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». То есть мы видим, что Господь Иисус Христос явился очистительной жертвой за нас. Его страдания были принесены в жертву за каждого из нас, братья и сестры.

Мы видим, что при жизни Своей Господь терпел очень много лишений. Это была и зависть, и постоянные упреки, и желание со стороны первосвященников и законоучителей еврейского народа ставить Ему препоны, и, в итоге, желание умертвить Его. И этот Святой, Праведник, Сын Божий, Посланник Божий был осужден на смерть, и смерть какую! Не Понтий Пилат предложил эту казнь, а первосвященники, саддукеи и народ, которые были на суде у Пилата, кричали: «Распни, распни Его», как величайшего преступника. И, действительно, как преступника, Христа распинают, хотя мы знаем, что никакого зла Он не совершал. Прекрасно знал об этом и Пилат, и многие из людей, которые стояли у Креста, также понимали это.

И вот Христос претерпел эти величайшие страдания за каждого из нас. Мы видим, что Он, Бог, умер не благородной смертью, а смертью позорной. И мы видим, как Крест, некогда орудие позорной смерти, становится для нас, христиан, Священным Древом. Когда пошла проповедь Христианства, то многие из римлян не хотели ее принимать, потому что они говорили, как может человек, умерший позорной смертью, быть предводителем учения. Поэтому апостол Павел говорит, что для многих слово о Кресте является юродством, а для нас это спасительная сила Божия.

Дорогие братья и сестры, вспоминая страдания Христа, вспоминая Его любовь к нам, любовь Бога Отца, пославшего Своего Сына, будем стараться укреплять себя более и более в подвиге поста, зная, что Господь всегда с нами, и Древо Крестное будет каждому из нас как благословение и помощь в этом поприще.

Храни всех Господь, братья и сестры!