31 марта 2018. Воскрешение Св. прав. Лазаря
Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Лазареву субботу.
Воскрешение Св. прав. Лазаря (7 апреля 1990 год)
Сегодня возлюбленные о Христе братья и сестры, святая православная церковь празднует дивное событие: чудесное воскрешение четверодневного умершего Лазаря – друга Божьего. Перед воскрешением праведного Лазаря из мертвых, Господь наш Иисус Христос прежде своих страданий крестных, явил себя победителем смерти и увидел нас в действительности общего нашего воскресения. Из сегодняшнего Евангельского чтения мы узнали, что Лазарь заболел для того, чтобы прославился Сын Божий, чтобы смерть с последующим воскрешением Лазаря укрепила веру в него как в Сына Божия, прежде всего среди апостолов и тем подготовило их к предстоящим страданиям и смерти Спасителя. Телу Лазаря позволено было пролежать во гробе четыре дня, чтобы фактом тления, слово «смердит» показать подлинной смерти неполноту ее власти над умершим, а также и полноту власти над ней самой того, кто воскресил Лазаря. Казалось легче было бы в данном случае сотворить Господу заново человека, чем возвратить к жизни подвергнувшегося тлению и разложению смердящийся труп умершегося. Как бы чувствуя это Марфа, сестра Лазаря говорит Христу: «уже смердит».
Остановите на этом свое внимание, т.е. уже поздно, уже ничего нельзя сделать умершему, а потому стоит ли отваливать камень от пещеры… Так мы слышали сегодня в евангелическом чтении. Это говорит та самая Марфа, сестра Лазаря, которая только что исповедовала веру во Христа как в Сына Божия, как начальника жизни и смерти. Очевидно Марфа могла окончательно увериться во Христа как в Сына Божия и возможность возвращения к жизни ее обратно только фактом самого воскрешения его Христом, и смотрите, для совершения этого чуда какую уверенность в своем всемогуществе показывает нарочито людям Сын Божий, заранее, если бы только были внимательны, при чтении слова евангельского, заранее благодаря за него, т.е. воскрешение друга своего Лазаря, благодаря за него Отца Небесного, т.е. благодаря еще за несовершённое, еще не бывшее, как уже как бы бывшее и уже совершившееся. Это ли не было для иудеев доказательством, что Христос воистину Сын Божий, для которого все возможно. Прошли века со дня этого чуда, а мы еще и сейчас братья и сестры, слушая евангельское повествование об этом чуде слышим в своих сердцах царственно и властно звучащий голос божественного чудотворца: «Лазарь гряди вон». Мы и сейчас также хорошо представляем и как бы сами переживаем потрясение умов и сердец окружающих гроб Лазаря людей, когда увитый погребальными пеленами мертвец вдруг ожил и появился среди них. Для чего все это было так наглядно совершено? – такой поставим вопрос сами перед собой. Для того, други мои, чтобы промыслительно показать, что такое чудо может совершить только Сын Божий, и что совершив его на одним из умерших, он может совершить такое же чудо в день он, и над всеми остальными людьми, в том числе и над нами с вами. В тропаре Лазаревой субботы святая церковь ясно выражает это: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже» как Лазаря Сын Божий воззвал из гроба, говорит преподобный Ефрем Сирин, так и тебя воззовёт и воскресит, чтобы поставить одесную себя. Чудо воскрешения Лазаря, явилось также подготовкой апостолов в их вере в грядущее воскресение самого Спасителя. В стихирном самогласии Лазаревой субботы святая церковь указывает и на это, если были внимательны при пении стихир: «Господи, уверити хотя учеником Твоим из мертвых Твое Воскресение, на гроб Лазарев вшел еси» – таковы слова заимствованные из одной из стихир Лазаревой субботы. Для еврейского народа воскрешение Лазаря было подготовкой ко всенародной торжественной встрече Его при входе в Иерусалим. Для врагов Христа послужило последним толчком к окончательному решению – убить его. И за этим, поставим сами перед собой вопрос: какое же значение, братья и сестры, имеет для на с Вами Лазарево воскресение? Кроме общего значения, как залога нашего воскресения, это событие имеет и особо назидательное значение для каждого из нас. Святая церковь в течении Великого поста, призывала нас к подвигам добрым подвизатися, пробуждаться от тяжкого сна греховного, она располагала нас взывать к своей душе: «Душе моя, душе моя.. востани.. Что спиши? Конец приближается ..» На исходе поста, а вчера уже закончилась святая четыредесятница, сейчас разделяют только два этих праздничных дня – сегодняшний и завтрашний и начнутся дни страстной седмицы и каждый день ее будет именоваться днем Великим, от понедельника до святой преплагословенной субботы. На исходе поста, лицом приблизившихся страстей Господних, она призывает каждого из нас глубже взглянуть в свою душу, мы ее будили, а теперь, называется одним словом – интроспекция (смотрением внутрь), теперь в пробудившуюся душу надо заглянуть поглубже, в ее мертвенность и смрадность, и громким голосом воззвать к ней: «Гряди вон, удались душа моя от смертных и смрадных дел своих, проникнись очистительным и животворным переживанием Страстей Господних, будь в эти дни с Господом, не оставляй Его своим состраданием, и молитвенным общением, это так спасительно, для тебя самой». Некогда так близко не подходит к нашему сердцу своей живительной любовью Христос, как в эти уже наступающие дни. Сколько нежности, сострадательности, любви и прямого участия, проявил он к Лазарю и его сестрам перед тем, как воскресил его. Несколько же больше, ибо всех нас не трое, ни Лазарь и ни двое его сестер родных, а неизмеримо больше проявит Он этой жертвенной любви к нам грешным, если мы пройдем по следам Его и на любовь Его ответим любовью, на столько страданий за нас своей сострадательной и очистительной скорбью, на его крестную смерть за грехи наши, подлинной борьбой со своими грехами и страстями, подлинной смертью для греха. Други наши, чтобы Христос был в нас, мы сами должны быть с ним. Когда Он пребывал на земле и восходил на голгофский крест, то Он сам в себе переживал свои страдания за нас, за каждого из нас. Теперь Он зовет нас пережить эти страдания душам и сердцам нашим, зовет распинаться Ему и спогребаться. Откликнемся же други наши на этот зов нашего Спасителя. Завтра святая церковь чтит и прославляет Вход Господень в Иерусалим перед его страданиями, приготовимся и мы встретить его сидящего на осляти, в полноте духовной радости и приветствовать восклицанием ликующим: «Осанна благословен грядый во имя Господне!» Такая встреча с Господом, торжественно грядущего к месту вольного своего страдания в Иерусалим, послужит для нас началом духовного соучастия в тех последних днях Его земной жизни, которые должны будут воспоминаться и переживаться нами в наступающие дни страстной седмицы.
«Господи, не лиши нас этих спасительных воспоминаний и переживаний и помоги нам очиститься от смрадности греховной и мертвенности духовной силой животворящей любви Твоей к нам многогрешным»