Последние Новости

Успение Пресвятой Богородицы 28.08.2016г.

Успение Пресвятой Богородицы 28.08.2016г.


ikonaus

Успение Пресвятой Богородицы. Новгород, XIII век

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю). В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста на следующий день.

Умирая на Кресте, Господь вручил Пресвятую Богородицу попечению апостола Иоанна Богослова. «Же́но, се сын твой», — сказал Господь Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись к нему, сказал: «Се мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26–27). О жизни Богородицы после Вознесения Господня мы знаем только из церковного предания.

Пресвятая Богородица часто приходила для молитвы ко святому Гробу Господню. В один из таких дней ей явился Архангел Гавриил, вручил пальмовую ветвь и возвестил о том, что через три дня окончится её земная жизнь. Получив это известие, Богородица не только не испугалась, но обрадовалась, ведь для неё смерть была желанным переходом к жизни вечной, встречей с возлюбленным Сыном и Богом. Вернувшись домой, Богоматерь поведала близким о своем скором успении. Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Апостолы приветствовали Пресвятую Богородицу, и она возрадовалась и прославила Бога, что Он услышал её молитву и исполнил желание её сердца. Настал час Успения Богородицы, и Сам Господь пришел взять её душу. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окруженный апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла:

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем,
яко призре на смирение рабы Своея…

и, поднявшись с ложа, поклонилась Господу, после чего без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув.

1-051016

Праздничная икона Успения Божией Матери

2-051016

Перед началом Всенощного Бдения

3-051016

Вынос из Алтаря Плащаницы Божией Матери

4-051016

Батюшка и сестры кладут Плащаницу на гробницу в центре храма для поклонения Божией Матери, Ея Успению

6-051016

Подобаше самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное елико на Ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят. Но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют. Темже, отвсюду Божественною силою собравшеся, Сиона достигоша и на Небо идущую предсылаху, вышшую Херувим, Ейже и мы с ними покланяемся. Яко молящейся о душах наших.

Стихира на литии, гл.1й

7-051016


Приидите, вси концы земнии, честное преставление Богоматере восхвалим: в руце бо Сына душу непорочную положи. Темже святым успением Ея мир оживотворися, во псалмех, и пениих, и празднует светло.

Стихира на литии, гл.3й

8-051016

Чтение праздничного канона на Всенощном бдении

Юноши и девы, Девыя же Богоматере память чтуще, старцы, и монаси, царие и судии, пойте: отец наших Господи и Боже, благословен еси.

Один из тропарей 7й песни канона.

Погребение Богородицы

Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению её пречистого тела. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, которую принес Богородице Архангел Гавриил, а множество христиан сопровождали их с пением, свечами и кадилами. Для бо́льшего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к священному одру.

Торжественное шествие направлялось в Гефсиманию, где покоились родители Пресвятой Богородицы (святые Иоаким и Анна) и праведный Иосиф Обручник. Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и са́мое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: облачный венец, по воздуху сопровождавший шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил всех христиан. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие были поражены слепотой. Иудейский священник Афония из зависти и ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Афония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и стал христианином.

Погребальная процессия достигла Гефсимании. Там апостолы положили тело Богородицы в гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем. По промыслу Божию лишь апостола Фомы не было при погребении Богородицы. Придя на третий день, он очень сожалел, что не удостоился благословения Богоматери и не смог проститься с ней. Апостолы, сожалея об этом, решились открыть гроб, чтобы он смог поклониться пречистому телу Божией Матери, но нашли в нем только погребальные пелены — тело Богородицы было взято на небо.

В нашем монастыре, по обычаю, погребение Божией Матери совершалось на третий день, 30 августа.

9-051016

Полиелей

10-051016

Каждение Плащаницы

Жизнь, во грбе положился еси, Христе, и Матерь Живота полагается: странное видение Ангелом и человеком.

Из первой статии

11-051016

Величаем Тя, Богородице Чистая, и чтим святое Твое успение, и покланяемся честному гробу Твоему.

Из первой статии

12-051016

Батюшка и сестры берут Плащаницу и обносят ее Крестным ходом вокруг обители

Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим, песнь, юже возглашаю, прилична есть. Сего ради Христа Матери, воистинну Единей Богоотроковице, возопийте: востани, о Владычице, подающи всем велию милость.

Тропарь на Бог Господь…

 

13-051016

При выходе из Никольского храма

Днесь от земли чистый и всесвятейший Образ новолепно возносится тамо, идеже первообразное бывает.

Благосоделанный Образ, Красоту земли преизобильную, ныне боголепно прелагает Бог на Небо.

Из второй статии

14-051016

Батюшка и старшие сестры с Плащаницей

Яко голубица уязвленная любовию, Дево, Престол Божий облетаеши, отлетевши от гнезда, еже на земли.

Земли и Неба Всецарице, Дивная Марие, в Царство введи славящих успение Твое.

Из второй статии

15-051016

На Соборной площади перед Богоявленским храмом

Воспеваем ныне успение и погребение Твое, Чистая, и вси верно ублажаем Тя, искуплени от смерти Твоим Рождением.

Тя, Одр честный, святый и богоприемный, на одре честно зряще, апостоли вопияху со плачем.

Из второй статии

16-051016

Длинной цепочкой провожают гроб Матери Божией сестры и прихожане…

Ангели честно сопровождают честный гроб Твой, Чистая, светом священным молниеносно сияющий, просвещаемый светом Божиим.

Приидите, вернии, святому гробу Господа и Всесвятыя Его Матере поклонимся со страхом и радостию.

Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, ублажается, чествуема, яко чертог царский.

Из второй статии

17-051016

Крестный ход возвращается в обитель

Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия Моего к Богу не претворяйте в плач слезами вашими.

Из второй статии

18-051016

Плащаницу заносят в Никольский храм

Ужасаемся прикоснутися всесвятому и богоприемному телу Твоему, Чистая, раби Твои, и погребсти Матерь Живота.

Из второй статии

19-051016

Плащаница после крестного хода возлагается на гробницу – Матерь Божию погребают в Гефсимании

Благообразных ученик лик ныне Божественный, о Честная, нескверное тело Твое слезами чистыми омочив, яко ароматы, во гробе, честне погребая, положи, но тридневно преставилася еси, Владычице, подающи мирови Божественную милость.

Тропарь на Бог Господь…

Аще и сокрываешися во гробе малем, Дево, но самое Небо Тебе отверзеся, и на престол прият Тебе Бог.

Из первой статии

20-051016

Матушка, сестры и прихожане прикладываются к Плащанице и помазуются святым елеем

Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная, тогда ад удивися и ужасеся страшно, егда же узрелася еси преставльшися на Небеса, Мариам, от гроба, вся силы Небесныя взываху: живоносная Мати Живота нашего, слава Тебе.

Тропарь на Бог Господь…

Честное Твое тело, Дево, тления и во гробе не уведе, но с телом прешла еси от земли к Небеси.

Жизнь во гробе положился еси, Христе, и Матерь Живота полагается: странное видение Ангелом и человеком.

Из первой статии

Жизнь рождшая, Всенепорочная Чистая Дево, и к Жизни преставльшаяся ныне, истинныя жизни сподоби и вся верныя.

Достойно есть величати Тя, Жизнодавца, возвеличившаго живоносное преставление Матере Твоея Чистыя.

Из второй статии

«Капля крови Христа»

(Из книги митрополита Вениамина Федченкова «Успение»)

Один монах был ленив и нерадив, не хранил своих обетов, а жил в небрежении и распутстве. И только одно у него было доброе дело: всякий день он читал сто раз перед иконою Богорматери архангельское приветствие. Он имел великое благоговение к Божией Матери но, будучи некнижным, не знал других молитв, кроме этой одной: «Богородице Дево, радуйся» и далее до конца.

В таком небрежении он и проводил свою жинь: не заботился ни о постах, ни о бдении, ни о других добродетелях.

Но Всеблагий Бог, желающий всем спастися, послал ему страшное видение. В исступлении он увидел, как бесы схватили его душу и понесли ее к Праведному Судии, требуя суда над нею и предания ее, за дела ее, им.

Царь, зная грехи души, сказал бесам:

— Несите ее в геенну! Нет ей части со Мною, потому, что она не сохранила обетов, данных ею при крещении и пострижении.

Но в этот момент встала с Своего престола Богоматерь и сказала Судии:

— Молю Тебя, Господи, послушай Меня, что Я скажу в оправдание души сей.

И Она показала книгу, в коей записаны были приветствия, которые он всегда читал Богородице. И повелела положить книгу на весы.

А бесы на другую чашу их положили множество записей злых дел его. И эти записи с грехами перетянули.

Видя это, Всемилостивая Владычица обратилась снова к Судии:

— Помяни, Сладчайший Сыне, что Ты от Меня взял плоть Себе, и даруй Мне от крови драгоценнейшей плоти Твоея, ОДНУ КАПЛЮ КРОВИ, которую Ты излиял за грешников. Ей, Владыко Многомилостиве, сотвори милость душе этой, ибо она очень любила Меня и молилась Мне с верою и благоговением.

— Буди воля Твоя, Мати Моя! — сказал Судия, — недостойно отвергнуть Тебя с прошением Твоим. А при этом знай, что КАПЛЯ КРОВИ МОЕЯ ПРЕВОСХОДИТ ВСЕ БЕЗЗАКОНИЯ МИРА СЕГО.

Царица же, получив просимое, положила то на весы; и тотчас чаша перевесила другую, где было положено столько книг с грехами, так что эта сделалась легче пера и соломинки.

Посрамленные же бесы расточились, крича:

— Всегда Владычица милостива к христианам и опять поступила с нами несправедливо!

Монах, придя в себя, прославил за таковое видение Бога и Богородицу.

И после этого постарался исправить жизнь свою. И уже жил богоугодно, превзойдя даже других, в славу Бога и Богоматери.