Успение Пресвятой Богородицы 28.08.2016г.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю). В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста на следующий день.
Умирая на Кресте, Господь вручил Пресвятую Богородицу попечению апостола Иоанна Богослова. «Же́но, се сын твой», — сказал Господь Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись к нему, сказал: «Се мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26–27). О жизни Богородицы после Вознесения Господня мы знаем только из церковного предания.
Пресвятая Богородица часто приходила для молитвы ко святому Гробу Господню. В один из таких дней ей явился Архангел Гавриил, вручил пальмовую ветвь и возвестил о том, что через три дня окончится её земная жизнь. Получив это известие, Богородица не только не испугалась, но обрадовалась, ведь для неё смерть была желанным переходом к жизни вечной, встречей с возлюбленным Сыном и Богом. Вернувшись домой, Богоматерь поведала близким о своем скором успении. Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.
Апостолы приветствовали Пресвятую Богородицу, и она возрадовалась и прославила Бога, что Он услышал её молитву и исполнил желание её сердца. Настал час Успения Богородицы, и Сам Господь пришел взять её душу. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окруженный апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла:
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем,
яко призре на смирение рабы Своея…
и, поднявшись с ложа, поклонилась Господу, после чего без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув.
Подобаше самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное елико на Ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят. Но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют. Темже, отвсюду Божественною силою собравшеся, Сиона достигоша и на Небо идущую предсылаху, вышшую Херувим, Ейже и мы с ними покланяемся. Яко молящейся о душах наших.
Стихира на литии, гл.1й
Приидите, вси концы земнии, честное преставление Богоматере восхвалим: в руце бо Сына душу непорочную положи. Темже святым успением Ея мир оживотворися, во псалмех, и пениих, и празднует светло.
Стихира на литии, гл.3й
Юноши и девы, Девыя же Богоматере память чтуще, старцы, и монаси, царие и судии, пойте: отец наших Господи и Боже, благословен еси.
Один из тропарей 7й песни канона.
Погребение Богородицы
Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению её пречистого тела. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, которую принес Богородице Архангел Гавриил, а множество христиан сопровождали их с пением, свечами и кадилами. Для бо́льшего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к священному одру.
Торжественное шествие направлялось в Гефсиманию, где покоились родители Пресвятой Богородицы (святые Иоаким и Анна) и праведный Иосиф Обручник. Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и са́мое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: облачный венец, по воздуху сопровождавший шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил всех христиан. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие были поражены слепотой. Иудейский священник Афония из зависти и ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Афония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и стал христианином.
Погребальная процессия достигла Гефсимании. Там апостолы положили тело Богородицы в гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем. По промыслу Божию лишь апостола Фомы не было при погребении Богородицы. Придя на третий день, он очень сожалел, что не удостоился благословения Богоматери и не смог проститься с ней. Апостолы, сожалея об этом, решились открыть гроб, чтобы он смог поклониться пречистому телу Божией Матери, но нашли в нем только погребальные пелены — тело Богородицы было взято на небо.
В нашем монастыре, по обычаю, погребение Божией Матери совершалось на третий день, 30 августа.
Жизнь, во грбе положился еси, Христе, и Матерь Живота полагается: странное видение Ангелом и человеком.
Из первой статии
Величаем Тя, Богородице Чистая, и чтим святое Твое успение, и покланяемся честному гробу Твоему.
Из первой статии
Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим, песнь, юже возглашаю, прилична есть. Сего ради Христа Матери, воистинну Единей Богоотроковице, возопийте: востани, о Владычице, подающи всем велию милость.
Тропарь на Бог Господь…
Днесь от земли чистый и всесвятейший Образ новолепно возносится тамо, идеже первообразное бывает.
Благосоделанный Образ, Красоту земли преизобильную, ныне боголепно прелагает Бог на Небо.
Из второй статии
Яко голубица уязвленная любовию, Дево, Престол Божий облетаеши, отлетевши от гнезда, еже на земли.
Земли и Неба Всецарице, Дивная Марие, в Царство введи славящих успение Твое.
Из второй статии
Воспеваем ныне успение и погребение Твое, Чистая, и вси верно ублажаем Тя, искуплени от смерти Твоим Рождением.
Тя, Одр честный, святый и богоприемный, на одре честно зряще, апостоли вопияху со плачем.
Из второй статии
Ангели честно сопровождают честный гроб Твой, Чистая, светом священным молниеносно сияющий, просвещаемый светом Божиим.
Приидите, вернии, святому гробу Господа и Всесвятыя Его Матере поклонимся со страхом и радостию.
Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, ублажается, чествуема, яко чертог царский.
Из второй статии
Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия Моего к Богу не претворяйте в плач слезами вашими.
Из второй статии
Ужасаемся прикоснутися всесвятому и богоприемному телу Твоему, Чистая, раби Твои, и погребсти Матерь Живота.
Из второй статии
Благообразных ученик лик ныне Божественный, о Честная, нескверное тело Твое слезами чистыми омочив, яко ароматы, во гробе, честне погребая, положи, но тридневно преставилася еси, Владычице, подающи мирови Божественную милость.
Тропарь на Бог Господь…
Аще и сокрываешися во гробе малем, Дево, но самое Небо Тебе отверзеся, и на престол прият Тебе Бог.
Из первой статии
Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная, тогда ад удивися и ужасеся страшно, егда же узрелася еси преставльшися на Небеса, Мариам, от гроба, вся силы Небесныя взываху: живоносная Мати Живота нашего, слава Тебе.
Тропарь на Бог Господь…
Честное Твое тело, Дево, тления и во гробе не уведе, но с телом прешла еси от земли к Небеси.
Жизнь во гробе положился еси, Христе, и Матерь Живота полагается: странное видение Ангелом и человеком.
Из первой статии
Жизнь рождшая, Всенепорочная Чистая Дево, и к Жизни преставльшаяся ныне, истинныя жизни сподоби и вся верныя.
Достойно есть величати Тя, Жизнодавца, возвеличившаго живоносное преставление Матере Твоея Чистыя.
Из второй статии
«Капля крови Христа»
(Из книги митрополита Вениамина Федченкова «Успение»)
Один монах был ленив и нерадив, не хранил своих обетов, а жил в небрежении и распутстве. И только одно у него было доброе дело: всякий день он читал сто раз перед иконою Богорматери архангельское приветствие. Он имел великое благоговение к Божией Матери но, будучи некнижным, не знал других молитв, кроме этой одной: «Богородице Дево, радуйся» и далее до конца.
В таком небрежении он и проводил свою жинь: не заботился ни о постах, ни о бдении, ни о других добродетелях.
Но Всеблагий Бог, желающий всем спастися, послал ему страшное видение. В исступлении он увидел, как бесы схватили его душу и понесли ее к Праведному Судии, требуя суда над нею и предания ее, за дела ее, им.
Царь, зная грехи души, сказал бесам:
— Несите ее в геенну! Нет ей части со Мною, потому, что она не сохранила обетов, данных ею при крещении и пострижении.
Но в этот момент встала с Своего престола Богоматерь и сказала Судии:
— Молю Тебя, Господи, послушай Меня, что Я скажу в оправдание души сей.
И Она показала книгу, в коей записаны были приветствия, которые он всегда читал Богородице. И повелела положить книгу на весы.
А бесы на другую чашу их положили множество записей злых дел его. И эти записи с грехами перетянули.
Видя это, Всемилостивая Владычица обратилась снова к Судии:
— Помяни, Сладчайший Сыне, что Ты от Меня взял плоть Себе, и даруй Мне от крови драгоценнейшей плоти Твоея, ОДНУ КАПЛЮ КРОВИ, которую Ты излиял за грешников. Ей, Владыко Многомилостиве, сотвори милость душе этой, ибо она очень любила Меня и молилась Мне с верою и благоговением.
— Буди воля Твоя, Мати Моя! — сказал Судия, — недостойно отвергнуть Тебя с прошением Твоим. А при этом знай, что КАПЛЯ КРОВИ МОЕЯ ПРЕВОСХОДИТ ВСЕ БЕЗЗАКОНИЯ МИРА СЕГО.
Царица же, получив просимое, положила то на весы; и тотчас чаша перевесила другую, где было положено столько книг с грехами, так что эта сделалась легче пера и соломинки.
Посрамленные же бесы расточились, крича:
— Всегда Владычица милостива к христианам и опять поступила с нами несправедливо!
Монах, придя в себя, прославил за таковое видение Бога и Богородицу.
И после этого постарался исправить жизнь свою. И уже жил богоугодно, превзойдя даже других, в славу Бога и Богоматери.