«Путь к Воскресению. Пост и Пасха»


Из книги протоиерея Андрея Лемешонка

«Путь к Воскресению. Пост и Пасха»

Первая седмица Великого поста.

Постимся постом приятным

Приидите усердно, твердое оружие поста имуще яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

Стихира на «Господи, воззвах», гл.5

С Божией помощью мы вступаем в Великий пост. Нам нужно начинать трудиться, приводить себя в порядок. Внутренний человек должен восстановиться. Все наши мысли, чувства – все разбросано, скомкано, смято грехом. И как нам жить в таком состоянии и называть себя христианами? Мы нуждаемся в помощи, и Церковь эту помощь в изобилии нам предлагает. Потому что все, что мы слышим в храме, все, что здесь происходит, пронизано Духом Святым. Это святыня, которая очищает всякую скверну. Но нужно внимание, усилие, нужно потерпеть свои немощи и поверить в победу воскресения из мертвых. Мы сделали только маленький шажок, еще столько шагов впереди. Но будем благодарить Бога и за сегодняшний день, и за сегодняшнюю службу. Ведь благодарный человек не унывает. Не жалуется на то, что ему плохо, что у него что-то не так. Благодарный ценит то, что имеет, и Господь дает ему больше. Поэтому давайте готовиться в вечерней службе, где мы услышим канон Андрея Критского. Но не будем забывать, что день продолжается, и служба Богу происходит не только в храме, но и за его пределами, с теми людьми, которых мы встретим сегодня, и в тех делах, которые нам нужно будет сделать, несмотря, может быть, на легкую усталость. Несколько часов постояли в храме – и устали. А как же в Царствии Небесном? Там будет постоянное славословие, постоянное пребывание у Престола. Поэтому легкая усталость не должна быть помехой дальше служить Богу, трудиться в поте лица, добывая и Хлеб Небесный, и хлеб земной.

18 марта 2013 года

***

Нельзя верить себе, нужно ориентироваться на то, что нам предлагает Христова Церковь. Все наши богослужения – это не просто слова, кем-то выдуманные вчера. Это вековая копилка новой жизни, это опыт борьбы с грехом, который накапливался веками, и все это переводилось в поэзию Духа – ею мы с вами должны восхищаться, вдыхая в себя аромат Божией любви.

Духовная жизнь – это, конечно, не диета. Один говорит: «Я что-то съел не постное, отвара похлебал, конец мне, не удержался», а второй: «Я вообще ничего не ел, не пил, попробую еще протянуть пару дней». Какая разница? Разве Господь нас призывает не есть и не пить? Он призывает нас не осуждать. Он призывает нас благодарить. Он призывает нас любить друг друга. Этой любовью Господь нас насыщает изобильно. И кто, имея такую поддержку, скажет, что он ничего не может и ничего не понимает?

Это человек, который просто не хочет открыть глаза и увидеть, яко благ Господь (Пс. 33:9).  А мы сегодня благодарны Богу за Его безграничную любовь к нам. И несмотря на то, что, может быть, внутри у нас неизвестно что происходит, несмотря на то, что по-человечески мы не видим вообще никаких перспектив, мы говорим, что Христос победил смерть. И этой победой мы сегодня живем.

Понедельник 1-й седмицы Великого Поста

Ослепле́н душе́ю, и пия́нством страсте́й отемне́н,  ника́коже взира́ю к Тебе́, Еди́ному Бо́гу.  Те́мже мя уще́дри и просвети́,  и покая́ния отве́рзи ми врата́.

Из 8й песни Трипеснца на утрени Понедельника

10-030317

Чтение Канона Андрея Критского

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Отку́ду начну́ пла́кати  окая́ннаго моего́ жития́ дея́ний? Ко́е ли положу́ нача́ло, Христе́, ны́нешнему рыда́нию? Но я́ко благоутро́бен, даждь ми прегреше́ний оставле́ние.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Гряди́ окая́нная душе́, с пло́тию твое́ю, Зижди́телю всех испове́ждься, и оста́нися про́чее пре́ждняго безслове́сия, и принеси́ Бо́гу в покая́нии сле́зы.

11-030317

Матушка Игумения Филарета

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Вонми́ ми, Бо́же, Спа́се мой, ми́лостивным Твои́м о́ком, и приими́ мое́ те́плое испове́дание.

12-030317

Сестры

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Увы мне окая́нная душе́, что уподо́билася еси́ пе́рвей Е́ве? Ви́дела бо еси́ зле, и уязви́лася еси́ го́рце, и косну́лася еси́ дре́ва и вкуси́ла еси́ де́рзостно безслове́сныя сне́ди.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Вонми́ не́бо, и возглаго́лю, земле́, внуша́й глас, ка́ющийся к Бо́гу и воспева́ющий Его́.

13-030317

Протоиерей Александр (Антипов)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Согреши́х па́че всех челове́к, еди́н согреши́х Тебе́, но уще́дри я́ко Бог, Спа́се, творе́ние Твое́.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Бу́ря мя злых обдержи́т, благоутро́бне Го́споди, но я́ко Петру́, и мне ру́ку простри́.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Омрачи́х душе́вную красоту страсте́й сластьми́, и вся́чески весь ум персть сотвори́х.

14-030317

Прихожане храма на чтении Канона

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Раздра́х ны́не оде́жду мою́ пе́рвую, ю́же ми изтка́ Зижди́тель из нача́ла, и отту́ду лежу́ наг.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Облеко́хся в раздра́нную ри́зу, ю́же изтка́ ми змий сове́том, и стыжду́ся.

Согреши́х Тебе́ еди́н аз, согреши́х па́че всех, Христе́ Спа́се, да не пре́зриши мене́.

15-030317

Кондак, глас 6:

Душе́ моя́, душе́ моя́, воста́ни, что спи́ши? Коне́ц приближа́ется, и и́маши смути́тися. Воспряни́ у́бо, да пощади́т тя Христо́с Бог, везде́ сый и вся́ исполня́яй.

16-030317

Иерей Александр Лушин

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Та́йная се́рдца моего́ испове́дах Тебе́, Судии́ моему́, виждь мое́ смире́ние, виждь и скорбь мою́, и вонми́ суду́ моему́ ны́не, и Сам мя поми́луй, я́ко Благоутро́бен, отце́в Бо́же.

Слава: Безнача́льне О́тче, Сы́не собезнача́льне, Уте́шителю Благи́й, Ду́ше Пра́вый, Сло́ва Бо́жия Роди́телю, Отца́ безнача́льна Сло́ве, Ду́ше живы́й и зи́ждай, Тро́ице Еди́нице, поми́луй мя.

И ныне:Град Твой сохраня́й, Богороди́тельнице Пречи́стая, в Тебе́ бо сей ве́рно ца́рствуяй, в Тебе́ и утвержда́ется, и Тобо́ю побежда́яй, побежда́ет вся́кое искуше́ние, и пленя́ет ра́тники, и прохо́дит послуша́ние.

17-030317

Наш клирос

Возопи́х всем се́рдцем мои́м к ще́дрому Бо́гу, и услы́ша мя от а́да преиспо́дняго, и возведе́ от тли живо́т мой.

Согреши́хом, беззако́нновахом, непра́вдовахом пред Тобо́ю, ниже́ соблюдо́хом, ниже́ сотвори́хом, я́коже запове́дал еси́ нам; но не преда́ждь нас до конца́, отце́в Бо́же.

Согреши́хом, беззако́нновахом, непра́вдовахом пред Тобо́ю, ниже́ соблюдо́хом, ниже́ сотвори́хом,  я́коже запове́дал еси́ нам; но не преда́ждь нас до конца́,  отце́в Бо́же.

Ирмосы 6, 7 и 9 песни канона

Как-то вы, — девы, украшаете свои души? Смотрите! Не забывайте сего дела самаго необходимаго. За неукрашение св. икон видимых не осудит Бог. а за наготу образов невидимых, — душ наших, всяко осудимся и накажемся. яко презрители Богообразной Скинии, в ней же Св. Троица обитает. Украшайте же, украшайте, молю вас и прошу, ваши души всеми добродетелями, паче же любовию и смирением. 12 Мар. 1866 г.

(Письмо протоиерея Авраамия Некрасова, духовника нашей обители)

И снова обратимся к книге протоиерея Андрея Лемешонка:

Жизнь – это попытка стать свободным человеком, попытка найти то, ради чего стоит жить. Каков смысл твоего существования, какую цель ты для себя ставишь? Если все в твоей жизни опирается на землю, то земля еси ты и в землю отыдеши (ср.:Быт.3:19). А если мы задумываемся о небе, о вечной жизни, то, конечно, нам нужна помощь, и эту помощь Господь нам оказывает. Он дает нам полноту любви – Свое Тело и Кровь – и вводит нас в вечную жизнь.

Нам нужно прожить еще много дней Великого поста в воздержании и трезвении. Обычно так: первую неделю человек еще кое-как продержится, а потом уже… оскуде преподобный (Пс.11:2). Посмотрите на этот мир. Как в миру люди действуют?

Например, соревнования: опытный спортсмен сразу не рванет, он где-то в серединке держится, но когда подходит финиш (а у нас финишная прямая – это Страстная седмица), тогда он нажимает. А то бывает, что человек вначале все силы напрягает, надрывается и потом говорит: «Ай, ничего у меня не получилось», махнет рукой и не подготовится к самому главному событию в жизни христианина – к Пасхе, к Воскресению, к победе над смертью. Поэтому Господь нас укрепляет Своей Благодатью. Будем принимать эту любовь не как заслуженный приз, а как дар, которого мы никогда не сможет быть достойны. Но этот дар нужно принять, смириться и поблагодарить Бога. Бог настолько нас любит, что несмотря на наше безобразие, неразумие, беспечность, все равно дает нам всю Свою любовь до конца. И этим мы можем жить, этим мы можем победить смерть и войти в новую жизнь с Богом.

29 февраля 2012 года.

Закончился первый раунд борьбы. Будем ли мы с вами победителями? Войдем ли мы в Царство Божие? Или останемся в луже своих недовольств, помышлений, мечтаний?.. Что может человек найти в себе? Разве в этом мире человек может думать о вечности? Все настроено на  то, чтобы заработать, поесть, поспать, погулять – и вокруг пустота и ни одной души.

МЫ ДОЛЖНЫ СОБИРАТЬ КАПИТАЛ, КОПИТЬ ТО БОГАТСТВО, КОТОРОЕ ОСТАНЕТСЯ  В НАШЕЙ ДУШЕ. ЭТО ДАРЫ ДУХА СВЯТОГО – ЛЮБОВЬ, СМИРЕНИЕ, БЛАГОДАРНОСТЬ

Радость о Господе побеждает всякую скорбь временного мира, а скорбей у нас предостаточно. Поэтому, дорогие мои, слава Богу, мы все-таки уже в конце первой седмицы поста. Суббота и воскресенье – это уже не пост, в эти дни другие богослужения. Первый раунд мы выиграли, осталось еще пройти все эти недели, и, конечно же, последнюю, Страстную, седмицу. Мы должны с вами еще потрудиться. Я думаю, если мы похудеем на пару килограммов, это не страшно. Самое главное, чтобы мы немножко привели в порядок свое сердце, очистили его, чтобы оно стало способным радоваться. Потому что, когда смотришь на православного человека, унылого, безразличного, становится непонятно, почему он мучается. Неужели он не нашел Бога на этой земле? Он, наверное, еще ничего не знает. Жить ему уже не охота, все плохо, все плохие, молодежь плохая, ничего у нас нет, все дорого…  Да все отлично, потому что с нами Бог. «Разумейте языцы и покаряйтеся, – как поют там, на клиросе, – яко с нами Бог». Поэтому, дорогие мои, будем духа не угашать (ср.: 1Фес. 5:19) и не дадим врагу повода говорить: «Вот, смотрите на этих православных, какие они унылые, никудышные. Ну разве можно за ними пойти куда-то?» Мы должны быть, действительно, как натянутая струнка, и в сердце нашем должна звучать Херувимская песнь. Вот этого я вам желаю, и себе, конечно.

2 марта 2012 года.