26.02.2017 Прощеное воскресенье

26.02.2017 Прощеное воскресенье


Проповедь Архимандрита Иоанна Крестьянкина

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя!

Великий прокимен

Такими проникнутыми сыновней скорбью словами, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, Святая Церковь сегодня за вечерним богослужением обращается к Богу. И каждый из здесь стоящих, несомненно, пережил в своем сердце эти слова как свое личное обращение к Богу.

Не отврати Твоего лица, милосердный Господи, от нас! — просим мы. Но эту милость Божию мы должны заслужить. По зову нашей Православной Церкви мы собрались в этот святой вечер в храме, чтобы накануне Великого поста испросить себе благословение Божие на достойное вступление на поприще усиленных молитв и покаяния.

Собрались для того, чтобы по установленному в древние времена священному обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, простить взаимные обиды и согрешения.

Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом, и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного озлобления друг на друга, взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого, как вы все хорошо знаете нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).

Господь говорит: прощай! — тогда и ты будешь иметь право просить себе прощения. Господь говорит: не обижай, а люби своего ближнего! А как часто мы любим только некоторых из тех, кто окружает нас, а иногда и никого не любим! Видим в людях только их недостатки и безжалостно осуждаем.

А ведь мы должны любить друг друга потому, что эта любовь, по слову Христа, — отличительный признак истинных христиан: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Сегодняшний день, дорогие, это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки — способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления? Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче чем самому испросить прощение у того, кого чем–либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.

Многие верующие любят этот святой вечер. С радостью спешат в церковь, чтобы участвовать в чине прощения. Но все ли отчетливо представляют себе, какую ответственность мы берем на себя? Ибо, к сожалению, нередко этот трогательный чин у некоторых из нас носит оттенок формального исполнения взаимного прощения.

Подошли друг ко другу, произнесли: «Прости меня!» — и даже с улыбкой поцеловались, а в сердце при этом ничего не изменилось. Затаенная обида, недоброжелательство так и остались. Не этого, дорогие, ждет от нас Господь. Он ждет, что в этот святой вечер откроются наши сердца для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: «Прости меня Бога ради!» Ждет, что мы вырвем из своих сердец и взаимное озлобление, и взаимное осуждение, и все то, что оскверняет нас и отдаляет нас от Бога.

А способны ли мы простить именно так, как этого требует Правда Божия?

Знайте, что не нужно Богу наше лицемерие. Богу нужна наша готовность — никого, кроме себя самих, не осуждать, всех любить и всем прощать. Нужна наша решимость в наступающем уже завтра посту сложить с себя накопленные нами, возможно долгими годами, грехи. Если с таким настроением мы сегодня пришли сюда, тогда мы можем присоединить свои голоса к звукам церковного хора и всей силой своих духовных возможностей вопиять к Богу: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего… Я Твой, Господи! И прошу Тебя: скоро услыши мя!»

01-030317

Распятие

(Никольском храм)

Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.

Должны просить прощения у Матери Божией за то, что ради нашего спасения Ее Сын был распят на Кресте. А мы своими грехами все продолжаем распинать Его, нанося раны и Ее материнскому сердцу…

Должны простить не только здесь присутствующих, но и находящихся в данный момент далеко от нас, и тех, кои уже отошли в вечность. Сами должны простить и попросить и их простить нас. А Господь донесет до их сердец мир, который может дать только Он. И этот мир (взаимного прощения) исцелит и их, и наши души.

Дай нам, Господи, сегодня почувствовать Твой благодатный мир, который дается только при условии искреннего и сердечного взаимного прощения.

«Не отврати лица Твоего…»

Молитвенно–скорбный дух слышится в этом дивном обращении грешной души к Богу. И наши души скорбят. Ведь мы собираемся в дни Великого поста очистить свою душу от всего греховного. Но как много в нас всего того, что отдаляет нас от Бога!

И все же — Боже милостивый, «не отврати лица Твоего…»! Мы хотя и очень грешные, но мы любим Тебя, стремимся к Тебе! Мы немощны и телом, и духом, — и потому «скоро услыши нас!»

Человек состоит из тела и души, поэтому и наступающий завтра Великий пост у нас должен быть двояким. Для тела — воздержание от скоромной пищи, а для души — воздержание не только от худых дел, но и от худых мыслей и желаний.

Каждый из нас со всей строгостью пусть просмотрит прожитую жизнь. Пусть сердце наше затрепещет от сознания своей греховности и воззовет: «Милостиве, помилуй мя, падшего!» Сегодняшнему дню предшествовали три подготовительные седмицы, в песнопениях и молитвословиях которых раскрывалось перед нами учение Церкви о важности покаяния.

Мы должны вступить в пост в таком нашем душевном состоянии, при котором все люди, с которыми мы будем встречаться, были бы нам милы и дороги, как братья.

А для этого прежде всего каждый рассмотри самого себя со всей строгостью, со всей беспощадностью справедливого собственного суда. И ты поймешь, что сам–то ты — ой, как далек от жизни по евангельским заветам и не имеешь никакого права ни обижаться на кого–либо, ни ссориться, ни тем более кого–то обижать. Так торопись же скорее в этот день, специально установленный Святой Церковью для очищения твоей совести, со всеми примириться. Возымей намерение впредь никого не обижать и ни на кого не обижаться.

Ты собираешься в Великом посту коленопреклоненно и, быть может, даже со слезами просить Господа простить тебя… Прости сперва сам!

И в заключение и я от лица братии прошу вас ради Господа: простите нам все, чем мы обидели или огорчили вас! От имени всей братии нашей святой обители, также у всех вас, как прихожан, так и паломников, ближних и дальних, прошу прощения, елико согрешили пред вами словом, делом, помышлением и всеми нашими чувствами душевными и телесными. Благодатью своею Бог простит и помилует всех нас. Аминь.

Поучение в Прощеное Воскресение. Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слава Тебе, Господи! Еще сподобились мы дожить до святого поста; еще дается нам время опомниться от угара греховной жизни; когда Господь готов принять нас в отеческие объятия помилования.

Уже три недели молитвенно взывали мы ко Господу: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче»!

И вот пришло сие спасительное время. Мы стоим в преддверии Великого Святого Поста – поприща нашего покаяния и милосердия к нам кающимся грешникам Господа. Приступите же, дорогие мои, с дерзновением и внидем с желанием на это спасительное  поприще. В великие и спасительные дни Поста чрез нарочитые молитвы, пост,  таинство покаяния Спаситель – Господь готов опять поднять нас из глубины греховной и соделать новой тварью. А Святая Церковь – мать наша, как мудрая воспитательница постепенно готовила нас к подвигу поста  умилительными песнопениями и чтением церковных молитвословий, переводом нас с пищи мясной и рыбной на сырную, а с сырной на растительную, ободряя нас примерами из Евангельских чтений и из житий святых. Почти с первых дней новолетия мы слышали призыв Крестителя Господня Иоанна: «покайтеся, приближибося Царствие Божие»; затем зазвучала проповедь Самого Спасителя о том же покаянии… В притче о мытаре и фарисее мы услышали как должны молиться, чтобы молитве нашей внял Господь. В повествовании о блудном сыне пред нами предстал пример неисчерпаемого милосердия Божия к кающемуся грешнику. В чтении о Страшном Суде мы познали, что нас ждет за гробом и как должны  жить  здесь на земле, чтобы воскресение в вечности не стало запоздалым плачем и мучением. А в сегодняшнем Евангелии нам поведали о самом кратчайшем пути спасения «простите и прощены будете». Весь этот премудрый и спасительный порядок  жизни из года в год напоминается нам в Церкви. Почему же, дорогие мои, многие из нас часто остаются глухи к этим ясным и явным спасительным истинам? Думается, причина в том, что мы не достаточно глубоко понимаем и принимаем к сердцу то, чего требует от нас, что нам дает, и что обещает пост.

Что требует?  — Пост требует от нас покаяния и исправления жизни.
Что дает?       —  Всепрощение и возвращение всех милостей Божиих.
Что обещает?  — Радость о Дусе Святе здесь и блаженство там в Вечности.

Стоит все это воспринять не одним холодным умом, но живым горячим сердцем, как все в жизни нашей оживет. Оживем и мы сами, возревновав о живом общении с живым Богом. И пост будет той тропой, что поведет нас к неведомому доселе блаженству. А те скорби и утеснения, которые предлежат нам, это не препятствия ко спасению, но сам путь спасительный, заповеданный нам Христом. Но  вступая в дни Св. Четыредесятницы, прежде чем предстать пред лице Божие с покаянием о своих прегрешениях, надо воскресить в сердце спасительный закон, — «простите и прощены будете». Это единственное условие, без которого прощения нам быть не может. «Аще отпущаете человеком  согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш  отпустит вам согрешений ваших» (Мф.6,14 -15) Отнесемся, дорогие мои, к словам этим внимательно, вникая в смысл, понесем согрешившим против нас прощение не на кончике языка, но освободим сердце наше от тягот и мрака обид, подозрений, которые непроницаемой стеной вырастают между нами и Богом. Сердце должно изречь полное и всесовершенное прощение не только оскорбившим нас, но и всем ненавидящим нас, осуждающим, оклеветающим, всем, всем, творящим нам всякое зло. Надо проникнуться нам мыслью, что все это Господь попускает нам для духовного возрастания, как средства испытательные, усовершительные, и исправительные. А сегодня всепрощающая Любовь Божия ждет нас, простивших и прощенных, обидимых, и обидевших, чтобы всех чад Своих покрыть милостью, чтобы они почувствовали веяние Небесного Царства  в себе.

Кажется такой простой и доступный способ спасения. И он зависит только от нас самих. Укроти немирствующее сердце свое, перейди от немирных чувств к состраданию, сочувствию и любви, свяжи свою самость и самолюбие — и все тут. Ты спасен!
Прощеное воскресение – великий небесный Божий день. Святая Церковь установила в этот день совершать обряд прощения друг другу прегрешений. И если бы все мы сердцем приникли к обетованию его, то в нынешний день человеческие христианские сообщества преобразились бы поистине в райские, и земля слилась бы с небом.  Любовь Божия и любовь человеческая, встретившись породили бы такую пасхальную радость в преддверии постного подвига,  что она стала бы источником сил на все постное поприще.

Но умеем ли мы прощать? Можем ли мы действительно простить? Видим ли свои немощи и прегрешения против ближних, чтобы искренне произнести слова — «прости меня грешнаго»? На эти вопросы мы все без исключения должны ответить себе сами.

Ведь, если по слову апостола Иакова «…в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».

Все мы нуждаемся в прощении, в милости Божией.  Чтобы не напрасен был наш постный труд и подвиг, сегодня мы должны все осознать, что дар наш может быть отвергнут Богом по единственной причине – мы не исполнили призыва  к любви, не примирились, не простили от всего сердца. Еще и еще напомню увещевание нам Самого Спасителя: «аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда шед принеси дар твой» (Мф.5,23).  Прощение обид! Да откуда они и берутся эти обиды? Корень всех наших небратских отношений: распрей, вражды, озлоблений – кроется в нашем сомолюбивом сердце. Самолюбие вскармливает гордость и зависть… Из  них произрастают все прочие страсти. Бороться с ними не легко, но необходимо, иначе спасение наше невозможно.

« Идеже бо зависть и рвение ту нестроение и всяка зла вещь» — напоминает нам апостол Иаков. Дорогие мои! Ныне время благоприятное, ныне день спасения. Днесь весна душам! Поревнуем же отныне о спасении, об очищении сердца своего. Божественная благодать ждет нашего произволения, чтобы помочь нам слабым и немощным. Возжелаем спасения, ответим на Божественную любовь и призыв  богоугождением самой своей жизнью. Поревнуем иметь в памяти сердца дела и плоды падений наших, ведущих к вечной смерти.

Пали мы вкушением запретного плода – понудим себя восстать постом заповеданным;
пали самомнением – восстанем кротостью и самоуничижением;
отпали от Бога нераскаянностью – вернемся к Нему слезами сокрушения;
погибаем беспечностью и Богозабвением —  оживем заботою о спасении и страхом Божиим.

Потрудимся освободиться от всех сих сетей, которыми нас живых уловляет сатана в свою волю, разлучая от Бога. Послушаем глас Божий, через апостола возбуждающий нас от смертного сна: «Час уже нам от сна восстати. Нощь прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная и облечемся во орудия света». (Рим.13, 11-12)  «Се, ныне время благоприятное! Се ныне день спасения!» (2Кор.6, 2)

« Востани спяй, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос!» (Еф. 5,14). Аминь.

02-030317

Перед началом службы

Возсия́ благода́ть Твоя́, Го́споди, возсия́ просвеще́ние душ на́ших. Се вре́мя благоприя́тное, се вре́мя покая́ния,  отложи́м дела́ тьмы, и облече́мся во ору́жия све́та: я́ко да преплы́вше поста́ вели́кую пучи́ну, в тридне́вное Воскресе́ние дости́гнем, Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, спаса́ющаго ду́ши на́ша.

Стихира на стиховне

А́нгельстии чи́ни Тя Богома́ти прославля́ют: Бо́га бо Всечи́стая родила́ еси́, Отцу́, и Ду́ха соприсносу́щна, и а́нгельская во́инства от не су́щаго хоте́нием поста́вивша. Его́же моли́ от тли спасти́ и просвети́ти ду́ши правосла́вных, Тя воспева́ющих, Всечи́стая.

Богородичен на стиховне вечерни

03-030317

Мы все собрались на чин прощения, чтобы с чистым сердцем, простив друг другу обиды, вступить на поприще Поста…

Воздержа́нием те́ло смири́ти вси потщи́мся, боже́ственное преходя́ще по́прище непоро́чнаго поста́ и моли́твами и слеза́ми Го́спода спаса́ющаго нас взы́щем, и забве́ние зло́бы всеконе́чное сотвори́м, вопию́ще: согреши́хом Ти, спаси́, я́коже дре́вле ниневи́тяны, Христе́ Царю́, и о́бщники ны сотвори́ Небе́снаго Ца́рствия Благоутро́бне.

Себе́ отчаява́ю, помышля́я де́ла моя́, Го́споди, вся́каго муче́ния досто́йная: се бо презре́в честны́я Твоя́, Спа́се, за́поведи, блу́дно мое́ житие́ ижди́х. Те́мже молю́ся, ту́чами покая́ния мя очи́стив, посто́м и моле́нием я́ко еди́н ми́лостивый просвети́, и не гнуша́йся мене́, Благоде́телю всех, и Преблаги́й.

Стихиры на «Господи, воззвах…»

04-030317

Батюшки первыми обратились к Матушке-игумении, сестрам и прихожанам

Поста́ Боже́ственным нача́тком умиле́ние стя́жим, от души́ вопию́ще: Влады́ко Христе́, моли́тву на́шу приими́, я́ко избра́нное кади́ло, и изба́ви нас, мо́лимся, злосмра́дныя тли, и му́ки стра́шныя, я́ко еди́н сый благоуве́тливый.

По 2-м стихословии седален

05-030317

Испросили прощение друг у друга

06-030317

Благословили друг друга на Великий пост…

Приспе́ вре́мя, духо́вных подвиго́в нача́ло, на де́моны побе́да, всеору́жное воздержа́ние, а́нгельское благоле́пие, к Бо́гу дерзнове́ние: тем бо Моисе́й бысть Зижди́телю собесе́дник, и глас неви́димо в слу́хи прия́т. Го́споди, тем сподо́би и нас поклони́тися Твои́м страсте́м, и свято́му Воскресе́нию, я́ко Человеколю́бец.

Стихира на стиховне утрени

07-030317

Матушка-игумения просит прощения и прощает

«Христос посреде нас и есть и будет»

08-030317

Сестры просят прощения у Матушки-игумении и друг у друга

По́стное вре́мя све́тло начне́м, к подвиго́м духо́вным себе́ подложи́вше, очи́стим ду́шу, очи́стим плоть, пости́мся я́коже в сне́дех от вся́кия стра́сти, доброде́тельми наслажда́ющеся ду́ха: в ни́хже соверша́ющеся любо́вию, да сподо́бимся вси ви́дети всечестну́ю страсть Христа́ Бо́га и святу́ю Па́сху, духо́вно ра́дующеся.

Стихира на «Господи, воззвах…»

09-030317

Всечестно́е воздержа́ние начне́м све́тло, луча́ми сия́юще святы́х за́поведей Христа́ Бо́га на́шего, любве́ све́тлостию, моли́твы блиста́нием, чистоты́ очище́нием, благому́жества кре́постию: я́ко да светоно́сни предвари́м во свято́е и тридне́вное Воскресе́ние, осиява́ющее нетле́ние ми́ру.

По 3-м стихословии седален

Из трипеснца на утрени:
Бра́шно Ада́м яде́, и от рая́ того́ невоздержа́ние изри́ну: нас же, Го́споди, пост прие́мый, досто́йны покая́ния покажи́, Человеколю́бче.

Ка́ко ны́не моего́ воспла́чу отпаде́ния? Ко́е нача́ло сотворю́ спасе́ния моего́, блу́дно пожи́вый, Ще́дре? И́миже судьба́ми ве́си, спаси́ мя.

Се вре́мя покая́ния, се день спаси́тельный, поще́ния вход, душе́ бо́дрствуй, и страсте́й вхо́ды затвори́, ко Го́споду взира́ющи.

Гряди́те, лю́дие, днесь восприи́мем поще́ний дарова́ние, я́ко Богодарова́нное вре́мя покая́ния, в сем Спа́са уми́лостивим.

Приспе́ ны́не, введе́ся по́двигов вре́мя, поста́ по́прище усе́рдно вси начне́м сей, доброде́тели Го́сподеви я́ко да́ры нося́ще.

Богородичен: Исто́чник безстра́стия ро́ждшая, уя́звлена страстьми́ Отрокови́це исцели́, и огня́ ве́чнаго исхити́ мя, еди́на Богоблагода́тная.

Ослепле́н душе́ю, и пия́нством страсте́й отемне́н, ника́коже взира́ю к Тебе́, Еди́ному Бо́гу. Те́мже мя уще́дри и просвети́, и покая́ния отве́рзи ми врата́.