26 октября 2019 года епископ Дальнеконстантиновский Филарет (Гусев), возглавил Всенощное бдение в Арзамасском Николаевском женском монастыре

26 октября 2019 года епископ Дальнеконстантиновский Филарет (Гусев), возглавил Всенощное бдение в Арзамасском Николаевском женском монастыре


26 октября 2019 года епископ Дальнеконстантиновский Филарет (Гусев), викарий Нижегородской епархии, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия возглавил Всенощное бдение в Богоявленском храме Арзамасского Николаевского женского монастыря.
Ему сослужили клирики арзамасского благочиния: исполняющий обязанности благочинного города Арзамаса иерей Сергий Соловьев, протоиерей Александр Антипов, иерей Александр Лушин,. На богослужении молились настоятельница Николаевского монастыря игумения Филарета с сестрами, прихожане и паломники.

Встреча владыки Филарета

Облачение в архиерейскую мантию

От восток солнца до запад хвально имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века

Тон деспотин, ке архиереа имон, Кирие филате, Ис полла эти деспота, ис полла эти деспота, ис полла эти деспота.

Чтение первой кафизмы

Каждение на «Господи воззвах…»

Чтение паримий, посвещенных Отцам Седьмого Вселенского Собора

Выход на литию

Лития в притворе

Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную, и призвал еси Твое создание: Всесильне Господи, слава Тебе.

Животодавче Христе, волею страсть претерпевый смертных ради, во ад же снизшед яко силен, тамо Твоего пришествия ожидающия, исхитив яко от зверя крепкаго, рай вместо ада жити даровал еси. Темже и нам славящим тридневное Твое востание, даруй очищение грехов, и велию милость.

Тропарь воскресен, глас 2:

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Освящение хлебов, пшеницы, вина и елея

Матушка-игумения Филарета читает шестопсалмие

Выход на полиелей

Каждение Алтаря

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его, Алилуия

Всякое дыхание да хвалит Господа

Чтение Воскресного Евангелия

Помазание сестер и прихожан святым елеем

Проповедь Владыки Филарета по окончании Всенощного Бдения

  Каждый воскресный день для Христианина – это малая Пасха, это воспоминание той искупительной жертвы, которую совершает Господь Иисус Христос. Это жертва, которая соединила человека со своим Творцом и Создателем, жертва, которая дала возможность ветхозаветному человечеству наследовать Царство Небесное, в ночь отверзши двери Рая для человека. И Господь возлюбил венец Своего творения. Падший человек вновь обретает милость перед Отцом Небесным.

Каждое Всенощное Бдение под воскресный день напоминает нам о многом. Мы вспоминаем за Богослужением этим и райскую жизнь наших прародителей, и изгнание наших прародителей из Рая, ожидание пришествия в мир Христа Спасителя, наконец, торжественный Его приход – всё это мы переживаем, переживаем через торжественные песнопения, через Богослужебные чтения. И за каждым Всенощным Бдением Святая Церковь предлагает нам на Воскресный день особенное евангельское повествование.

  Сегодня мы слышим Евангельское повествование от Иоанна, отрывок из Евангелия, который повествует нам о том, что Мария Магдалина приходит ко гробу Иисуса Христа. Войдя в гроб, а гроб – это была скальная пещера, по иудейской традиции усопшего погребали именно в скальной пещере, обвитого пеленами, умащенного определенными ароматами. И войдя в эту пещеру она не обретает тела своего Божественного Учителя. Вместо этого она видит двух Ангелов, но не узнает в них Ангелов. Они возвещают ей о Воскресении Иисуса. И слышит она голос, знакомый голос, зовущий её сзади: «Мария!». И она узнает в этом голосе своего Божественного Учителя. Сначала она не узнала Иисуса Христа. И когда её Иисус окликнул: «Чего ты ищешь здесь?», — она говорит Иисусу: «Я ищу Господа, Его тело здесь лежало, но если ты взял Его, покажи, куда ты Его дел.» И вот уже когда Христос назвал её по имени, то она узнал Иисуса и воскликнула: «Раввуни!», что в переводе с еврейского означает – Учитель. И хотела броситься и обнять своего Божественного Наставника, но Господь сказал: «Пока не прикасайся ко мне, но иди к Моей братии, к апостолам и возвести о том, что ты слышала». И как пишет евангелист Иоанн, Мария поспешила возвестить ученикам Христовым о том, что она слышала, и о том, что Христа она видела Воскресшим. Вот такое событие передает нам евангелист Иоанн Богослов.

  Мы не знаем о факте воскресения Христа, как это всё было. Все евангелисты описывают уже свершившееся событие. Как на самом деле всё это происходило, от нас сокрыто. Это Божественная тайна: как отвален был камень от гроба, как Христос из гробной пещеры изошел. Воины были свидетелями того, что происходило в данный момент времени. Они испугались и бежали, потому что они не могли вынести своим человеческим разумом и постичь тайну Божества, которая совершалась в тот момент времени. Христос воскрес. И вот теперь апостолы проповедуют Христа Воскресшего, Распятого и Воскресшего, как это и должно было быть.
И мы с вами, спустя две тысячи лет как Господь совершил свою Мессианскую проповедь, почти две тысячи лет тому назад Он страдал, принял Крестную смерть, воскрес, верим в факт Божественного Воскресения. Верим в факт того, что Мессия, Христос, пришедший ради нашего спасения, совершил эту Искупительную жертву. И эту веру мы подтверждаем словами песнопения «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…» Это песнопение мы слышим сразу же после чтения Евангелия, и это песнопение свидетельствует о том, что мы, люди верующие, покланяемся Воскресшему Христу, как некогда поклонились жены-мироносицы, поклонились апостолы.

  Факт неоспорим. Если бы не это событие, не изменился бы ход человеческой истории. И если бы не воскрес Христос, по слову апостола, то тщетна была бы и вера наша. И тогда бы не было у нас и надежды на то, что мы войдем в Царство Небесное. Но каждый из нас, ныне приходя в Божий храм, осознает, что Господь рядом с нами. Врата Рая нам отверсты, но для того, чтобы войти в эти врата, каждый из нас должен совершить свой жизненный подвиг, и каждый из нас должен пронести свой жизненный Крест и пронести этот Крест до конца, как некогда совершил Крестоношение ради всего Человечества Господь наш Иисус Христос. И все мы с вами, собравшиеся в храме, — люди разных социальных статусов. Мы сегодня совершаем молитву во святой обители, которую возглавляет игумения, где сестры-насельницы вместе с игуменией возносят молитвы, мы: я – архиерей, и священнослужители, прибыли сюда для того, чтобы совершить Богослужение. И вы также являетесь участниками этой общей молитвы. Мы все с вами разные, но объединены единой целью. Цель наша едина – жизнь во Христе. Вот эта жизнь во Христе и есть свидетельство того, что мы идем путем Христовым, дорогой Спасителя. И эта дорога открывает нам Царство Небесное.

  Дай Бог, что бы мы осознавали ту Искупительную жертву, которая была совершена ради нас. Дай Бог, чтобы в наших сердцах была вечная Пасха, чтобы каждый воскресный день напоминал нам о том, какой ценой мы искуплены, и какая цена положена ради того, чтобы человек наследовал Царство Небесное. Дай Бог, нам в течение всей жизни распознать, узнать и понять то, что Бог сделал ради человека. И если мы действительно будем на верном пути, то каждый из нас найдет смысл своего бытия, смысл страданий и радости, смысл испытаний и искушений. И этот смысл сведется к одному: достижению Царства Небесного.
По окончании проповеди Владыка Филарет поблагодарил Игумению Филарету, сестер обители и сослужащих отцов за совместную молитву.

Использованы фотографии сайта Арзамасского Благочиния, Елены Беренени и сестер монастыря