27 октября 2019 года епископ Филарет отслужил воскресную Божественную литургию в Арзамасском Николаевском женском монастыре

27 октября 2019 года епископ Филарет отслужил воскресную Божественную литургию в Арзамасском Николаевском женском монастыре


27 октября 2019 года викарий Нижегородской епархии епископ Филарет отслужил воскресную Божественную литургию в Богоявленском храме Арзамасского Николаевского женского монастыря. Его Преосвященству сослужили исполняющий обязанности благочинного города Арзамаса иерей Сергий Соловьев, протоиерей Игорь Фомин.

Праздничная икона Воскресения Христова

Перед началом Божественной Литургии

Встреча Владыки

Юные алтарники

Владыка прикладывается к иконе Праздника

Владыка Филарет прикладывается к иконам Спасителя и Божией Матери на солее

Тон деспотин, ке архиереа имон…

Наш клирос

Матушка Игумения Филарета в своей стасидии

На Малом Входе

Архиерейское благословение

Чтение Апостола

В Алтаре

Чтение Евангелия

Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

На Великом Входе

«Верую…»

Святой Престол

«Отче наш…»

Исповедует протоиерей Александр (Антипов)

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма при МГИМО, читает проповедь

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Владыка Филарет причащает верующих

Причащение состоялось из двух чаш

«Ныне и присно и во веки веков…»

Проповедь Владыки Филарета

Дорогие о Господе отцы, всечестная Матушка Игумения Филарета, сестры святыя обителя сея, дорогие братья и сестры! В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предложила нам евангельское повествование о том, как Господь Иисус Христос обращается с притчей к слущающим Его. Мы называем эту притчу притчей о сеятеле. Я не буду повторяться о смысле данной притчи, потому как очень хорошо об этой притче сегодня на проповеди сказал отец протоиерей Игорь. Но эта притча заставляет нас о многом задуматься. Наша духовная жизнь полна скорбей и испытаний, взлетов и падений. Но эта духовная жизнь нам дана для того, чтобы мы совершенствовали себя. Эта духовная жизнь должна стать путем к Царству Небесному.
И сегодня в притче мы слышим о том, как сеятель вышел сеять. И одно семя упало при дороге, было потоптано поклевано птицами. Другое – на камни, и так как не имело возможности взрасти, то оно завяло. Другое упало в терние, и терние заглушило это семя. А другое семя упало на добрую землю, которое принесло плоды во сто  раз.

Так вот, каким семенем мы являемся? Какой, вернее, почвой мы являемся? Господь – это Сеятель, и поле, на котором он сеет, – это наши человеческие сердца, это наш человеческий разум. Может ли наш разум воспринять учение Христово, Божественную истину, которую проповедует наш Господь Иисус Христов. А Господь Иисус Христос дает основную заповедь – заповедь Любви. Всё Его учение было основано на этой заповеди. Если мы, действительно, с любовью принимаем учение Христа, то мы становимся тем полем, той почвой, которая способна дать хороший урожай. Иными словами, если мы являемся той благодатной почвой для духовного делания, значит, мы духовно будем совершенствовать самих себя и получим результат от этого самосовершенствования. Наше духовное самосовершенствование зависит во многом от самих нас. И те слова, которые сказаны Господом нашим Иисусом Христом практически две тысячи лет назад, они и сейчас актуальны. Действительно, звучит слово Божие. Мы слышим голос Церкви, призывающей всех нас войти во врата церковные, во обитель церковную. Не стать монахами, не стать иноками, а просто войти в обитель Царства Небесного, в обитель Света, чтобы духовно сорадоваться с Божественным нашим Творцом.
Но, к сожалению, часто мы видим, что люди становятся часто совершенно иной почвой. Кто-то становится, действительно, придорожной травой, куда падает семя и птицы поклёвывают, то есть нет такого желания и такого усилия поработать над собой, чтобы принять слово Божие. Кто-то окаменел сердцем, а кто-то действительно отягощен своими земными заботами, хотя и слышит призыв Божий, голос Божий, но в погоне за благами цивилизации совершенно этот голос затмевает в себе. И лишь небольшая горстка людей становится той благодатной почвой, которая дает свой результат.
И все мы, собравшиеся ныне в храме, как и другие, собравшиеся в других храмах и обителях, являемся этой благодатной почвой. Дай Бог, чтобы мы стали этой благодатной почвой. Нас ещё надо хорошо удобрить, чтобы хороший урожай был. А удобрением для нас является слово Божие, наставления святоотеческие. И вот только тогда мы дадим хороший плод, тогда мы получим хороший результат своей духовной жизни.
Цель бытия человека – это достижение Царства Небесного. Как бы ни хотели мы жить вечно, как бы ни хотели мы продлить свои дни, здесь, в земном бытии нам этого не сделать. Господь отпустил каждому человеку своё. Научно-технический прогресс достиг значительных результатов, но наука не способна продлить жизнь человеку. Хоть тысячу раз пересаживай человеку сердце, органы, всё равно, жизнь человеку не продлевается. Господь в определенный момент призовет человека к Себе. Хотим мы этого, или не хотим, но мы перейдем ту грань, которая ведет нас в вечность. И в вечности мы уже не сможем совершить духовного подвига. Наверное каждый, кто увидел бы, что нас ожидает в жизни будущей, сразу бы постарался изменить свою жизнь. Но когда человек ушел из этого мира в мир иной, он не способен уже ничего сделать. Земная жизнь – это и есть время, отпущенное нам для подвига, для того, чтобы мы засвидетельствовали свою веру, для того, чтобы мы духовно усовершенствовались. И это всё должно стать нам дорогой к Царству Небесному.
Если мы по этому пути не идем, значит мы на неправильном пути, на ложном пути. Значит, Царствие Божие далеко от нас. Мы надеемся, что Бог нам всё простит. Порой слышишь от людей, которые мало ходят в церковь, не воцерковлены: «А что Господь? Господь простит мне, если это я сделала или сделаю, Бог же милостив.» Да, Бог милостив, Бог всепрощающий. Но человеку дана свободная воля, воля выбора. И человек в праве выбрать, делать добро, или делать зло. И вот эта свободная воля человека будет свидетельствовать о том, насколько человек был духовно обогащен, что он выбрал в этой жизни – добро или зло. И если мы выбираем добро, то Господь принимает нас, а если выберем зло, то никакого прощения нам не будет.
Бог не является орудием наказания. Бог есть Любовь. И если мы говорим, что Бог есть любовь, то как мы можем подумать, что Бог наказывает нас? Нет, мы, люди, сами наказываем себя. Сам человек наказывает себя. «Чем?» — мы спрашиваем. Да тем, что мы поступаем так, как мы хотим, не по Божьему закону, не по заповедям Бога. И Господь тогда оставляет нас и говорит: «О человек, ты хочешь жить по-своему? То живи по-своему.» Но русская пословица гласит: «Без бога – ни до порога». И мы с вами видим, к чему приводит наше самомнение и самоуверенность, что мы всё можем, и наш разум настолько велик, что мы можем разрешить те или иные проблемы нашей жизни. Мы в них больше и больше запутываемся. И кроме Бога, никто не способен распутать этот клубок наших проблем. Только Господь способен разрубить гордиев узел наших грехопадений и наших жизненных состояний. Обращение человека к Богу – вот самое главное, о чем мы должны сегодня с вами говорить.
Много людей вне церковной ограды, но мы с вами, те, которые приходим в храм и возносим молитвы, участвуем в Божественной Литургии, в таинстве Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, мы должны стать миссионерами в этой жизни. Спросим, как стать миссионером в этой жизни? Да просто, своей жизнью свидетельствовать о том, что мы – христиане, что мы – православные верующие, что мы – Христовы суть, что у нас в сердцах есть любовь, и разум наш не затмлён какими-либо измышлениями, кто сколько грехов сделал, кто человек плохой, а кто – хороший. Только в таком случае мы для Бога угодны, только в таком случае мы действительно являемся той благодатной почвой для духовного роста, которая даст свой определенный плод.
Есть над чем нам задуматься, каждому из нас. И стать миссионером довольно-таки не сложно, но в то же время нести крест миссионера жизни – это сложный процесс, сложный период. Вся наша жизнь – это крестоношение. И находясь на земле, осоленной молитвами преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца, мы с вами вспоминаем его слова: «Спасись сам, и вокруг тебя спасется множество». Спасая себя, духовно совершенствуя себя, свидетельствуя о своём духовном совершенстве не напоказ, а истинно свидетельствуя, чтобы не просто нас люди видели, а увидев нас, сказали: «Да, это достойный пример для подражания. И мы хотим такой жизни.» Вот наша миссия, вот это и есть наше миссионерское служение.
Я в сегодняшний день выражаю благодарность Матушке-Игумении Филарете, сестрам святой сей обители за теплый прием, за организацию богослужения. Благодарю отцов-служителей алтаря за то сослужение, которое мы совершали вместе с вами за Божественной Литургией, таинством Тела и Крови Христа Спасителя. Хочется пожелать Вам, дорогая Матушка-Игумения преумножения сестер в обители, пожелать Вам восходить из силы в силу, чтобы Господь Своей Благодатью не оставлял сие благословенное место, чтобы молитвы Ваши и Ваших сестер были Богом всегда услышаны. Вы являетесь молитвенницами не только о самих себе, но и о всём мире. Ибо удел монашествующего не только молиться о себе, но и о всех, кто с нами рядом находится, о знаемых и незнаемых. Примите особые слова благодарности и сестры святой обители сей. Благодарю и преподаю свое архипастырское благословение

Матушка Игумения Филарета дарит Владыке заздравную просфору и скульптуру свт.Николая

Владыка Филарет благословляет прихожан