28.12.2017 года состоялось освящение Богоявленского храма монастыря
Прокимен, глас 4-й: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
К себе восходи, человече, буди нов вместо ветхаго: и души празднуй обновления, дондеже время жития: да обновляется тебе всякаго жития путь, древняя бо преидоша, се быша вся нова. Сие прзднику плодопринеси, добрым изменением, тако чтится обновлений день.
Накануне освящения Богоявленского храма было отслужено Всенощное бдение перед алтарем при закрытых Царских вратах.
Обновляйтеся братие, и ветхаго человека отложивше, в новости жизни жительствуйте, всем узду наложивше, от нихже смерть: вся уды накажем, всякую лукавую древа снедь возненавидевше, и сего ради точию поминающе, древних да бежим. Тако да обновляется человек, сице чтится обновлений день.
Чтение паримий
Царств третиих чтение:
Ста Соломон пред лицем жертвенника Господня, пред всем собором Израилевым, и воздев руце свои на Небо, и рече: Господи Боже Израилев, несть Бог,, якоже Ты на Небеси горе, и на земли доле. Аще бо небо и небо небесе не довлеют Тебе, како дом сей, егоже создах Имени Твоему; обаче и призриши на молитву мою, Господи Боже Израилев, услышати моление и молитву, еюже раб твой молится пред Тобою к Тебе днесь. Да будут очи твои отверсты на дом сей день и нощь. На место сие, о немже глаголал еси: будет имя Мое тамо, еже услышати молитву, еюже молится раб твой на месте сем, во дни и в нощи: и послушати мольбу раба твоего. И людей твоих Израиля. Елика аще помолятся к Тебе на месте сем, и Ты услышиши на месте жилища твоего на Небеси: и сотвориши, и милостив будеши им.
Каждение Престола
Память обновлений совершающе Господи, Тя святыни Дателя славящи молим, освятитися нашым чувством душ, молитвами славных стастотперпец, Боже всесильне
Лития
Владыко Христе, безсметрная Премудросте, мановением Твоим прииди с высоты на сий храм, и непоколебимь сохрани до скончания века, с верою же в сий присно притекающих неприкосновеннаго света сподоби, Господи.
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови…»
облюдаемся благодатию вернии и печатию: яко бо губителя бежаша, врага Евреи древле окровавлена: тако и нам исходное Божественное сие, пакибытия баня будет. Отсюду и Троицы узрим свет незаходимый.
Чтение Шестопсалмия
Протоиерей Александр (Антипов) помазует Матушку-Игумению Филарету
Образующи помазание Церковь избранных людей Твоих, многоценным миром днесь помазуется, Божественную Духа благодать невидимо приемлющи.
Помазуеши, совершая человеческое существо, Царю Безначальне, Духа общением, струями чистыми отмыв: и тьмы крепость же посрамль возвышенную, ныне в безпрестаннем воздати житии.
Чтение канонов на обновление храма и Святому Богоявлению
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе
Праздничный днесь обновлений вернии день достиже нас, повелевающий избранию Христову, всем обновитися, и светлым лицем песни Владыце из глубины сердца воспети верно, яко избавителю, и нас обновляющему.
Освятил еси на земли церковь Твою Христе Духом, помазав сию днесь, Твоего радования милостию.
Ты Господи, скинию на земли устроил еси, Ты чином Небесным человеков ликостояния сочетаваеши силою Твоею.
Влечет к Себе богозданное естество, утробы мучителя, погребенное пределы: раждается паки земнородных обновление, дело державно совершая Владыка: прииде бо, тое очистити хотя.
Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися Христова Церковь, водою бо и Духом сынове тебе родишася, верою взывающе: несть свят, якоже Бог наш.
Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой Господи знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
Утром перед освящением был отслужен молебен и совершено малое освящение воды
Ныне наста время, всех освящающее, и праведный нас ждет Судия, но обратися, душе, к покаянию, яко блудница, зовущи со слезами: Господи, помилуй мя.
Водами одождивый, Христе, источник исцелений, во всечестнем храме Девы днесь Твоего благословения окроплением отгоняеши недуги немощствующих, Врачу душ и телес наших.
Дева родила еси Неискусобрачная и Дево пребыла еси, Мати Безневестная, Богородице Марие, Христа Бога нашего моли спастися нам.
Пресвятая Богородице Дево, рук наших дела исправи, и прощение прегрешений наших испроси, внегда пети нам ангельское пение:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Спаси Господи Люди Твоя и Благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Днесь вторый Адам Христос, показа рай умный, новую сию скинию, носящу нам древо разума, живоносное Крестное древо, поющым: благословите вся дела Господня Господа.
Исаиа измыйтеся, очиститеся глаголет, лукавствия пред Господем оставите: жаждущии на воду живу идите: кропит бо водою обновляя Христос, приступающия к нему верою и к животу нестареемому, крещает Духом.
Соблюдаемся благодатию вернии и печатию: яко бо губителя бежаша, врага Евреи древле окровавлена: тако и нам исходное Божественное сие, пакибытия баня будет. Отсюду и Троицы узрим свет незаходимый.
Ты во Иoрдане крещься Спасе наш, воды освятил eси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй, велие таинство явления Твоего. Человеколюбче, Господи, слава Тебе.
Чтение часов перед Литургией
Все готово к освящению храма
Прот.Сергий Шалатонов, прот.Игорь Медведев и Матушка Игумения Филарета в ожидании приезда Владыки.
Уже празднично звонят колокола…
Встреча Владыки
Гости обители – представители Власти встречают Владыку
Батюшки в храме тоже в ожидании
Вся просвети пришествием Христос, мир обнови Духом Божественным Своим, душы обновляются: дом бо возложися ныне в славу Господню, идеже и обновляет верных сердца Христос Бог наш, во спасение человеков.
Встреча Владыки
Общее благословение присутствующих
Матушка Игумения Филарета на своём игуменском месте
Днесь неприступныя Твоея славы пришествие, иже на земли водруженнаго тебе храма небо устрои, в немже согласно поим песнь Богу нашему.
Благословение Владыки
Обновляйся, обновляйся новый Иерусалиме: прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Сей дом Отец созда: сей дом Сын утверди: сей дом Дух Святый обнови, просвещаяй, и утверждаяй душы наша.
Сестры монастыря
Обновляется днесь яже от язык церковь, честною и животочною Кровию, от пречистых и нетленных ребр воплощшагося от Святыя Девы, Христа Бога нашего. Темже собравшеся верных лицы, прославим Отца, и Сын, и Святаго Духа, едино Божество, содержащее всяческая.
Древле убо обновляя храм Соломон безсловесных животных жертвы, и всесожжение принесе, Господи. Егда же благовлил еси Спасе, образом убо упразднитися, познатися же истине, безкровныя жертвы роди человечестии приносят славе Твоей: всеми бо владычествуяй всяческая освящаеши Святым Духом.
От Девы Христос слава и свет возсия: темже светися, светися новый Иерусалиме, и обновляйся днесь, яко воскресение всем нам обновляеши.
После облачения священнослужители вносят царскими вратами переносной престол в приготовленной утварью и поставляют его на правой стороне в алтаре. Царские врата затворяются.
Чин освящения храма заключает в себе:
устройство престола (святой трапезы);
омовение и помазание его;
облачение престола и жертвенника;
освящение стен храма;
перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;
заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.
Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.
После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов.
Юже пречистою Кровию искупил еси Слове, всечудную и всечестную и святую церковь обнови Духом Блаже, и удобри зарями Божественнешими, славою прославляя, достойно Твоего храма обновление совершающих.
Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.
Заканчивается утверждение Престола
После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.
Молитва Владыки
После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма — устройство святой трапезы.
Омовение и помазание престола святым Миром. После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника.
При омовении престола водою поется 83-й псалом,
а после омовения престол отирается полотенцами.
Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). При каждом возливании смешения архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».
Помазание Антиминса святым Миром
После омовения трапезы архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два — по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»
Облачение престола. После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачица» и верхняя — «индития».
Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.
При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков».
Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся».
Затем Престол покрывают пеленою.
На престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест
После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви,
а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.
После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.
Перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма.
Ни богатство яже во Христа любве разлучи, ни уязвляемое тело, ни смерти наречение претимо, в соежинении Божии наслаждающияся мученики
После каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут Крестным ходом внутни храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».
Радующеся святии о Господи, яко победители вопияху на враги безплотныя: Бог наш сила есть непобедима, ихже в веселии славим.
При обнесении мощей поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма.
По совершении крестного хода, когда придут к западным дверям храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями.
Яже в пещи авраамстии отроки подражающе, ревностию благочестия, повеление мучителево укористе стратоносцы, поюще: благословен еси в церкви славы Твоея, Господи.
Обратившись лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.
Иже столпом наставляяй древле избраннаго Израиля, банею крещения Христе в Сионе, насадил еси церковь зовущу: поим песнь Богу нашему.
После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается.
Архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.
После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.
После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на солею. Протодиакон произносит краткую сугубую ектению.
Кропление храма и прихожан святой водой
Обновляйся, обновляйся новый Иерусалиме: прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Сей дом Отец созда: сей дом Сын утверди: сей дом Дух Святый обнови. Просвещаяй, и утверждаяй, и освящаяй души наша.
Днесь ризою умною, свыше истканною от Божественныя благодати, церковь Твоя, Господи, якоже невеста украсися, и своя созывает к сеселию люди, вопиющия: благословите вся дела Господня Господа.
Учащиеся Православной гимназии г.Арзамаса
Приидите чистым сердцем, и трезвящими умными очесы царевы дщере, цекве красоту, паче злата сияющу, сматряюще величаем.
После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает: «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей
После освящения храма Владыка с сослужащим священством совершил Божественную Литургию
Благословение дикирием и трикирием
Перед чтением Апостола
Каждение на Херувимской песни
Во время Херувимской песни Владыка вынимает частицы из специальных просфор о здарвии и о упокоении
Вид Алтаря с освященным Престолом
Начало Великого Входа
Великий Вход
Дети усердно молятся
Верую…
Проповедь иерея Александра (Лушина) о священномученике Иларионе (Троицком)
«Со страхом Божиим и верою приступите….»
Владыка причащает сестер монастыря
Прот.Сергий (Жулин) причащает мирян. Ему помогает игумения Сергия (Конкова)
В конце Литургии Владыка прикладывается к Праздничной иконе
Матушка-Игумения Филарета благодарит Владыку, приносит в дар просфору и икону Небесного Покровителя Владыки св. Великомученика и Победоносца Георгия
Благословение прихожан
Ответное слово Владыки
Проводы
Владыка благословляет сестер и прихожан
В 12 часов, после непродолжительной трапезы состоялась встреча Владыки у Никольского храма
Духовенство встречает Владыку в Никольском храме
Почтение святыни храма
Владыка отслужил благодарственный молебен Спасителю в присутствии представителей администрации и Ассоциации Промышленников
Чтение Евангелия на молебне
Архипастырское слово
Песнь хвалебная святого Амвросия, епископа Медиоланского
Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси aнгели, Тебе небеса и вся Силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея, Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси: Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева; Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас: буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.