22.02.2018г. Четверг, Пятница и Суббота 1-й недели Великого Поста
Аналойная икона Спаса в терновом венце
Чтение Великого Покаянного канона Андрея Критского
Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.
Кондак, глас 6:
Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.
Исповедь. Многие прихожане, потрудившись и помолившись на первой неделе Великого Поста готовятся в пятницу причащаться Святых Христовых Таин
23.02.2018г. Литургия Преждеосвященных Даров
Чтение 18-й кафизмы
Каждение на «Господи, воззвах…»
«Свет Христов просвещает всех» после 1-й паримии
Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.
Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе.
Чтение паримий
После окончания паримий певчие, став пред царскими вратами за амвоном, поют избранные стихи 140‑го псалма: Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку́ моею — жертва вечерняя.
В это время все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания пения всех четырех стихов.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми́ гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку́ моею — жертва вечерняя.
Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится.
«Отче наш…»
На обычной Божественной Литургии священник во-первых молится одним песнопением Великого Пятка, приуроченным ко снятию Христа со креста, а затем двумя песнопениями Светлой Пасхи, правда тесно связанными со гробом. Это показывает светлую перспективу положения во гроб, заваливаемый большим камнем – символически закрывается завеса. После ряда прошений вскоре открывается завеса, как и в “Символе веры” открывается перспектива ожидания: “чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века”, исповеданию этой веры всей Церковью следует само освящение Даров. На литургии же Преждеосвященных Даров, вся эта часть естественно отсутствует, завеса закрывается лишь до половины, и после просительной ектеньи мы сразу приходим к молитве Господней “Отче наш…”.
После вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров, службе, относившейся к субботе Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона
Когда Юлиан Отступник наследовал царство после Констанция, сына Константина Великого, и обратился от Христа к идолослужению, то началось великое гонение на христиан, явное и вместе с тем скрытое.
Ибо нечестивый царь запретил жестоко мучить, а также откровенно бесчеловечно покушаться на христиан, — стыдясь и в то же время опасаясь, чтобы к ним не присоединились многие, но задумал мерзкий обманщик некоторым тайным способом осквернить христиан.
Для чего он, помня, что христиане в первую седмицу святого поста особенно очищаются и внимают Богу, призвав градоначальника, повелел обычно продаваемые продукты убрать, а выставить на рынке другую пищу, то есть хлеб и напитки, предварительно окропив их идоложертвенной кровью и осквернив этим окроплением, чтобы покупающие их после поста христиане осквернились в момент наибольшего очищения.
Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие.
Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию, хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон. И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя».
Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище?» — «Дав им коливо, — ответил святой, — восполни недостаток». Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило — «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, — ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите».
Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так (как повелел святой Феодор), сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары.
А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива.
Молебен Феодору Тирону
Коливо готово к освящению
Умерщвлен быв, и страсти плотския произволением оттряс, не снедию, страстотерпче, но любовию Божественною питаяся пел еси: отец наших Боже благословен еси.
Единаго Тя знаем Христа, единаго от Троицы, во двою совершенну естеству, люди Твоя спаси сия, яже стяжал еси честною Твоею кровию, Феодора страстотерпца молитвами.
Солнечное утро в монастыре
Никольский храм