19 января 2020 г. Крещение Господне. Богоявление
Архимандрит Тихон (Агриков)
из книги “Тайна Боговоплощения”
Для чего крестился Господь? Иоанн Креститель призывал людей к покаянию. Он крестил народ в водах Иордана. Люди омывались в воде, выходя из нее чистыми. А вода делалась от грехов нечистой, скверной; вся зараженная мерзостью греха, вода делалась мертвой. Христос пришел очистить эту воду, оживотворить ее, сделать ее снова живой водой.
Пречистый и безгрешный, Он погрузился в эту мертвую от греха воду. Крестился в ней, взял на Себя грехи всего мира и вознес их на Крест!
Подобно тому как чистую, льняную, белую одежду погружают в красильню и вынимают ее окрашенную, проникнутую всю густой краской, так и Христос, погрузившись, вышел из воды греховной, освятив ее Духом Святым. Вся Святая Троица участвовала в этом освящении. Христос взял на себя грехи наши.
Воды Иордана и воды всего мира стали чистыми (снова живыми). Они омылись, освятились пречистым телом Христовым и силой Животворящего Духа Бога.
И не только воды очистились. Очистился весь воздух (весь космос). Дух Святой в виде голубя сошел с Неба на Иисуса, на воды, на землю, на всю тварь и освятил Собою всю Вселенную, ибо грехи человеческие осквернили не только воду, но и землю, и воздух, и все стихии (вода, земля, огонь, воздух). Потому и сказал Иоанн Креститель: Идет за мною Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (ср. Лук 3,16).
Такова духовная емкость Таинства Святого Крещения, его непостижимая значимость, глубина, высота, широта.
Святая Церковь в навечерие и в самый праздник Крещения Господня совершает Великое освящение воды. Из года в год она делает это с великим благоговением и верой.
Воды земные, подземные и воды небесные и все стихии вновь освящаются святым крестом Христовым и благодатью Святого Духа. Крест святой как бы таинственно заменяет Самого Христа Спасителя. Священник погружает его в воду трижды и вновь поднимает с пением тропаря праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
Таким образом, загаженные грехом воды и все стихии мира вновь очищаются и принимают свою изначальную девственную чистоту.
Следует уточнить, что вода, освященная в навечерие (в канун праздника), предназначается, преимущественно, для освящения «внутрь», то есть освящения внутри самого храма, домов, зданий и т. д., а вода, освященная в самый праздник на «Иордани», когда выходят на реки, водоемы, моря, предназначается для освящения «вовне», всей твари, в том числе людей, скотов, птиц и всего кос-мического пространства, всех стихий мира. Сила же и благодатность той и другой воды — одинакова, а назначение — различное.
Следует сказать и то, что Господь крестился для того, чтобы нам дать пример, дабы и мы все, христиане, принимали Святое Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Без крещения нет спасения. И поэтому следует христианам дорожить этим Святым Крещением! Как любовно благодарить тех, кто нас при-вел ко крещению, кто поручился за нас при крещении (крестный и крестная). С какой радостью и трепетом следует любить и благодарить Бога за то, что мы носим на себе имя Христово, называемся христианами. Как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя (свою фамилию), так и мы, христиане, должны любить Господа Христа, именем Которого мы называемся.
Мы живем в веке неверия и отступления, веке открытий и достижений, веке культуры и техники, веке атома и разрушений. На христианах стоит весь мир. Но если вера падает, то может ли устоять мир? Он разлагается, загрязняется, саморазрушается… Никакая техника, культура, очистительные средства не в силах его обновить! Внешние технические строительства его не устроят, а еще бо-лее разорят. Экологическая проблема загрязнения всех стихий мира и его катастрофа налицо. Кто виновен в этом? Техника, заводские трубы, ядовитые отходы? Нет! Виновен сам человек. Он пренебрег Богом — центром всей Вселенной, Всесильным Источником чистоты и правды, Воссоздателем и Очи-стителем всей твари. Его отвергли, охулили, оплевали, осмеяли, вновь распяли, погребли. Но Он жив и царствует над миром, и Царству Его не будет конца.
Великое освящение крещенской воды есть освящение и воссоздание всех стихий и всей твари.
Многие ли в этом году ходили на «Иордан» освящать воду? И как пойдешь, если закон запрещает духовенству выходить за пределы храма. Вот потому и остается всё отравленным, заразным, неочищенным. Пейте, люди, радиоактивную воду Чернобыля! Кушайте хлеб, фрукты, овощи, отравленные радиацией! Ешьте и здравствуйте!
Говорят, что Патриарх Московский добивался у властей разрешения, чтобы духовенству освятить пределы Чернобыля святой водой. Тогда бы радиация спала до минимума. Но в этом ему было отказано. В результате и поныне там умирают люди и будут еще умирать десятилетиями.
Черное море в опасности. Оно заражено и загрязнено. В районе Одессы на поверхность воды поднимается вредный газ сероводород. Вода делается мертвой, всё живое умирает. Суда, в особенности белого цвета, попавшие в места атмосферного окисления сероводорода, становятся черными. В то же время здесь очень быстро растет число спутниц загрязнения воды — медуз. По прибли-зительным подсчетам, их биомасса в море превышает четыреста миллионов тонн.
А другие водоемы мира разве можно назвать идеально чистыми? Как же бороться с этими экологическими проблемами? Ясно, что сами люди не могут справиться с этим, хотя и принимаются всевозможные меры. Надо смиренно призвать на помощь Того, Кто создал всё — море и сушу, небо и космос. Только Он, Бог наш, в силе воссоздать и очистить окружающую нас среду. Иначе все погибнем!
Но самая главная проблема — это загрязненный человек. Человек без веры, без морали, без духовной культуры. Напыщенный гордостью, он считает себя сверхчеловеком, которому всё дозволено и всё доступно.
Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3,17).
И конечно, если человек не смирится пред Богом — Своим Создателем, его ожидает скорая погибель, самоотравление, самоистребление.
Церковь Христова прилагает все усилия к тому, чтобы спасти человека, спасти мир и всё живое. Особенно прилагала в канун юбилея — тысячелетия Крещения Руси. Она настойчиво и любовно предлагала людям вновь прибегнуть к Таинству Крещения. Вновь окрестить «раскрещенную» Русь, ушедшую от Бога — центра жизни. Выверенное столетиями христианство только усилит и облегчит процесс демократизации общества. Оно облагородит и возвысит свободу каждой отдельной личности.
К своим духовным чадам Святейший Патриарх Московский говорил: «Мы вступаем в юбилейный год празднования тысячелетия Крещения Руси. Верю, что мы готовы встретить и провести этот год в духе мира и любви, с молитвой к Богу» (Рождественское послание. 1988 год).
Можно не сомневаться в том, что, если кто не отзовется на призыв Господа к покаянию и крещению, тот будет в скором времени крещен своей кровью.
Итак, будем пить святую воду крещенскую, будем дорожить каждой ее капелькой. Будем мазаться ею и исцеляться от своих болезней. В духе веры и надежды святая вода может облегчить нашу многотрудную жизнь, она снимет боль души, очистит нас от грехов и освятит собою весь зараженный грехом мир. Троице Святая, слава Тебе!
…Больное дитя просит у матери святой водички: «Мама, мамочка, мне очень тяжело, болит и ломит моя головушка, дай мне, мамочка, святой водички, знаю, что мне будет легче…» Мать плачет, она замучалась с бедным малюткой. Взяв чистый стаканчик, она влила в него святой водицы и, поднося к пылающим устам ребенка, говорит: «Пей, мой милый страдалец, пей водичку, она исцелит тебя». Ребенок благоговейно перекрестился и выпил святую водичку. В комнате стало тихо, не слышно стонов и воплей. Ребенок заснул тихим благодатным сном…