19.09.2016г. Освящение храма во имя Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на Скиту в деревне Новая Слобода
19.09.2016г. Освящение храма во имя Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на Скиту в деревне Новая Слобода
«Вы теперь готовитесь к освящению храма! Но не забывай приуготовления к освящению и нерукотвореннаго храма, — души своей девственной. Устрой себя с помощию Боижею так, чтобы и то, и другое приуготовления к освящениям шли у тебя вместе, рука-об руку, давая перед приуготовлениям к освящению храма нерукотвореннаго! А иначе, ты поступишь неблагоразумно, даже, недушеполезно, озабочиваясь приготовлениями к освящению храма рукотвореннаго, а мало помышляя об освящении внутренняго храма своего» . 24 Мая 1872 г.
Письмо №443 из писем протоиерея Авраамия Некрасова (духовника нашей обители) к монашествующим
Обновляйтеся братие, и ветхаго человека отложивше, в новости жизни жительствуйте, всем узду наложивше, от нихже смерть: вся уды накажем, всякую лукавую древа снедь возненавидевше, и сего ради точию поминающе, древних да бежим. Тако да обновляется человек сице чтится обновлений день.
Из службы на обновление храма
Прокимен, гл. 4й
Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Кондак, гл. 4й
Небо многосветлое Церковь показася, вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: сей дом утверди, Господи.
Причастен:
Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Аллилуия.
Из службы на освящение храма
Накануне вечером было отслужено Всенощное бдение.
Чтение паримий
Древле Соломон храм создав, крови животных в жертву принесе, во образ Церкве Твоея, юже стяжал еси Человеколюбче честною Твоею Кровию, волею: ныне же Тя во храме сем молим, единаго благоутробнаго, яко да Дух правый послеши на ны присно.
Из службы на обновление храма
Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи: утверди сие во век века, приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления Богородицею, всех Животе и Воскресение.
Образующи помазание церковь избранных людей Твоих, многоценным миром днесь помазуется, Божественную Духа благодать невидимо приемлющи.
Из 4й песни канона
Днесь ризою умною, свыше истканною от Божественныя благодати, церковь твоя Господи, якоже невеста украсися, и своя созывает к веселию люди, вопиющыя: Благословите вся дела Господня Господа.
Из 8й песни канона
Приидите чистым сердцем, и трезвящими умными очесы царевы дщере, церкве красоту, паче злата сияющу, сматряюще величаем.
Из 9й песни канона
(справа налево: благочинный г.Арзамаса иерей Илия (Трушкин), игумения Филарета и иерей Сергий (Сподинов )
Чин освящения храма заключает в себе:
устройство престола (святой трапезы);
омовение и помазание его;
облачение престола и жертвенника;
освящение стен храма;
перенесение и положение под престолом и в антиминсе мощей;
заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.
Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.
После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.
После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.
После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма — устройство святой трапезы.
Затем совершается омовение престола и помазание святым миром.
Облачение престола. После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачица» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.
После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви…
…а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.
Освятил еси на земли церковь Твою Христе Духом, помазав сию днесь, Твоего радования милостию.
Из 3й песни канона
После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды».
После этой молитвы архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов. После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.
Перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма. Если святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам — свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».
При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма.
По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.
После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается
… архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.
После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.
После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие.
Якоже в пещи Богоприятней, новей сей скинии, вси иже от Израиля духовнаго орошаеми возопиим: благословен еси в храме славы твоея Господи.
Из 7й песни канона
После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия.
Древле убо обновляя храм Соломон безсловесных животных жертвы, всесожжения принесе, Господи. Егда же благоволил еси Спасе, образом убо упразднитися, познатися же истине, безкровныя жертвы роди человечестии приносят славе Твоей: всеми бо владычествуяй всяческая освящаеши Святым Духом.
Из службы освящения храма
Обновляется днесь яже от язык церковь, честною и животочною кровию, от пречистых и нетленных ребр воплощшагося от Святыя Девы, Христа Бога нашего. Темже собравшеся верных лицы, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, едино Божество, содержащее всяческая.
Из службы освящения храма
Во Христе, безсмертная премудросте, мановением твоим прииди с высоты на сий храм, и непоколебимь сохрани до скончания века, с верою же в сий присно притекающих неприкосновеннаго света сподоби Господи.
Из службы освящения храма
В настоящее время в Иоаннопредтеченском храме служится 40-уст – 40 дней подряд совершается Божественная Литургия ради даров Святого Духа, отныне всегда пребывающего в храме (Симеон Солунский)
Из письма протоиерея Авраамия (Некрасова) к духовному чаду:
«Любимая дочка моя духовная! Милость Божия да будет с тобою! С сердечным удовольствием прочитал я письмецо твое от 6 ч. сего Сент., где ты со всею подробностию описала не только священный церемониал освящения храма вашего, но те благодатныя впечатления, какия произведены были от сего священнодействия в девственной душе твоей, которая, без всякаго сомнения, в то время, чрез наитие Святаго Духа, и сама освятилась. Теперь надобно тебе неослабно бодрствовать над собою, дабы, по невниманию своему, не лишиться освящения внутренняго храма твоего. И, потому, бойся не греха только, но и всего того, что приводит ко греху. Слава богу, что девственная душа твоя и при стечении народном во время освящения, уцелела от вредных впечатлений! Храни свою совесть, как зеницу ока и впредь от всего того, что может не только осквернить, но и повредить ее, потому что нет ничего нужнее и драгоценнее совести у человека, с которою он должен будет явиться на суд страшный пред всем родом человеческим и миром Ангельским. Тебе день от дня становится тяжелее быть с людьми! Конечно, уединение душеполезно! Но здесь имей осторожность. Не вдайся из одной крайности в другую, а именно: убегая празднословия и осуждения, а иногда и смеха при встрече и обращении с сестрами, не попади в другую ловушку, под которой разумею гордость и презрение. «Все хорошо во свое время», как говорит Премудрый. Да даст тебе Господь разум во всем и любовь ко всем!» 19 Сент. 1872.
Обновляйся, обновляйся новый Иерусалиме: прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Сей дом Отец созда: сей дом Сын утверди: сей дом Дух Святый обнови. Прсвещаяй, и утверждаяй и освящаяй души наша.
Вся просвети пришествием Христос, мир обнови Духом Божественным Своим, душы обновляются: дом бо возложися ныне в славу Господню, идеже и обновляет верных сердца Христос Бог наш во спасение человеков.
К себе восходи человече, буди нов вместо ветхаго: и душѝ празднуй обновления, дондеже время жития: да обновляется тебе всякаго жития путь, древняя бо преидоша, се быша вся нова. Сие празднику плодопринеси, добрым изменением изменяемь: сице обновляется человек, тако чтится обновлений день.
Из службы обновления храма
Освящение храма в скиту Арзамасского Свято-Николаевского женского монастыря (видео)