17 июля 2019 г. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и праведного Евгения врача (1918г.)

17 июля 2019 г. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и праведного Евгения врача (1918г.)


ЦАРИЦА АЛЕКСАНДРА

Говорят, что в будуаре последней русской императрицы Александры Федоровны всегда находился небольшой портрет Марии-Антуанетты… Святую Царицу неудержимо влекло к личности последней французской королевы, мужественно взошедшей на эшафот.
О внутренней связи двух страдалиц свидетельствует и знаменитый «красный гобелен», привезённый в 1902 году президентом Франции Эмилем Лубэ в Россию для императрицы. Подарок с благодарностью был принят и размещён на стене в Угловой гостиной Александровского дворца.
Некоторые духовно чуткие люди считали, что это парадное изображение Марии-Антуанетты с детьми и явилось мистическим предзнаменованием трагедии — гибели Царской семьи. Как бы то ни было, но связь между судьбами повелительниц Франции и России несомненна при всём различии эпох и самих характеров Антуанетты и святой Александры.
Фотографии и прижизненные портреты Августейшей супруги государя Николая Второго передают глубокий трагизм, сокрытый в душе Александры Феодоровны. Очень жаль, что для многих своих современников, особенно из так называемых просвещённых сословий, она оставалась «немкой», холодной и неприступной, далёкой от привычного для них образа государыни. Между тем лишь ограниченный круг людей знал её подлинный характер — супруги, бесконечно преданной своему Державному мужу; матери, которая полностью растворялась в детях; государыни, сердечно молившейся за Россию как за свою новую Родину…
Я убеждён, что человек, который умом и сердцем чужд Православной веры и не осознаёт себя чадом Матери Церкви, никогда ничего не поймёт в жизни и служении Царственных страстотерпцев. Их личности и ныне не понятны либеральной публике.

Внимательно прочитывая дневниковые записи святой царицы о браке, семейной жизни и воспитании детей, мы начинаем чувствовать её душу — верную, исполненную сознания своего долга и ответственности перед людьми; душу мужественную и терпеливую, совестливую и нежную, которая никогда не расставалась с молитвой…

Государыня претерпела на жизненном пути буквально всё, что она когда-либо читала о скорбных днях оклеветанной и преданной своими верноподданными Марии-Антуанетты. Унизительный арест русской царицы в Гатчинском дворце; холодное равнодушие, если не грубость, со стороны облагодетельствованных ею подданных; злоключения во время изгнания, боль за судьбу Отечества, страх за жизнь супруга и детей… И наконец, многомесячная нравственная пытка соприкосновения с негодными людьми, поставленными «охранять» Августейшую семью от её собственного народа. В завершение всего — ужасная, изуверская казнь от рук служителей сатаны… Добавим к этому списку столетнюю посмертную клевету, которая не стихает и после церковного, всенародного прославления Царственных мучеников в наши дни…

Однако «свет во тьме светит, и тьма его не обымает»… Чистый и прекрасный образ нашей государыни — лучшее свидетельство высоты помыслов этой воистину царственной души. Вот почему внутренняя печаль, которой пронизан взор святой Александры, не подавляет победоносной и мажорной силы, исходящей от её лика. Такие натуры ещё при жизни бывают овеяны благодатью Христовой, а значит, и ореолом святости…

Что есть подлинная святость? Сочетание смирения, чистоты, молитвы, мужества и той жертвенной любви, которая готова положить жизнь «за други своя».

Всё в нашей жизни не случайно,
Будь то удачи или беды.
И часто в этих малых метах
Сокрыта будущего тайна…

Пред нами скорбный лик царицы
Печально-отрешённый взор…
Любовь из глаз её струится,
Но в них читаем приговор

Эпохе… И сегодня служим
Корысти, низкопробной лжи.
На нас и ныне тяжким грузом
Клятвопреступный грех лежит.

Я мыслью уношусь в былое,
С печалью в прошлое смотрю:
Царь с юною своей женою
Во Франции, на рю Дарю.

Обедню чинно отстояли,
А вечером того же дня
Вкушали во дворце Версаля
И поминали короля

С Антуанеттою несчастной…
Ведь Люцифера злая месть
Руками санкюлоттов красных
Начало положила здесь!

Пройдя в свою опочивальню,
Вдруг Александра побледнела:
Хозяйка в образе овальном
С улыбкой на неё смотрела…

Сон ночью Александре снится:
Париж мятежный, эшафот,
Стоят солдаты вереницей,
Мария в рубище идёт

Навстречу смерти…
На рассвете Царица, светлой, лёгкой тенью
Скользнув из замка, в отдаленье
Молилась об Антуанетте…

***
А в Александровских чертогах
Красой служил дворцовых стен
Счастливо купленный на торгах
Парижский чудный гобелен:

Сидит с улыбкой средь детей,
В изящные шелка одетых,
В цветенье красоты своей —
Прекрасная Антуанетта!

С чем ждал её Париж преступный?
Точил убийственный топор,
Распространяя запах трупный,
Готовил судный приговор…

О роковые совпаденья!
Царица русская, и ты
Пила «вино есмирнисмено»*
Бесстыдной, злобной клеветы…

Затем арест, глумленье сброда,
Круг озверевших палачей
И равнодушие народа —
Позор тех окаянных дней!

Сопряжены распятьем судьбы!
Антуанетта, Александра…
Венец и кровь. Всегда так будет:
Готовя крест, кричат: «Осанна!»

Прошло с тех пор почти сто лет,
Живёт Россия в веке новом,
Но до сих пор святой портрет
На нас глядит с немым укором…

* «вино есмирнисмено» — вино, смешанное со смирной, которое обыкновенно давали в Иудее преступникам перед казнью (см. МК 15,23)

(из книги протоиерея Артемия Владимирова «Государев венец»)