10.04.2017 О Литургии Преждеосвященных Даров
Начинается Страстная седмица. Мы приближаемся к Крестным страданиям Господа нашего Иисуса Христа, к Его распятию и Воскресению. Нам предстоит пережить последние дни жизни нашего Господа на земле… А затем – победа над смертью, Воскресение и жизнь Вечная. Помоги нам Господи…
Первые три дня недели ежедневно служится Литургия Преждеосвященных Даров. Это последние Литургии до следующего Великого поста…
В тексте используются выдержки из проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина
В среды и пятницы всего Великого поста мы молились за великопостной особой литургией. Практически истоки будущей Преждеосвященной службы зародились еще в апостольские времена. До 4-го же века письменного богослужебного чина литургии не было вообще. Строй службы, песнопения, время проведения были различны по местам, и устанавливал это каждый епископ для своей паствы сам. Чин ее очень краткий, основным было преломление хлеба и причастие. Общины первых веков христианства жили в окружении враждебного им мира, и угроза неожиданной и насильственной смерти была для них постоянной реальностью, и потому причащение Преждеосвященными Дарами вошло в жизнь как необходимость, как требование времени.
Уже во 2-м веке философ святой Иустин Мученик оставил свидетельство, что диаконы относили Святые Тайны в дома отсутствующих за богослужением членов общины, чтобы они могли причаститься ими в любое время, когда были к этому готовы. Позднее египетские отшельники, не имеющие в пустыне священников, хранили при себе Святые Дары и причащались ими. В Апостольских Постановлениях письменно запечатлено веление о необходимости иметь в дарохранительницах Святые Дары для причащения болящих, а также участников богослужения, на котором не приносилась бескровная Жертва, и на случай крайней в них надобности. Значит, и тогда бывали службы, за которыми не совершалось преломление хлеба, но только моление и причащение запасными дарами. Это и явилось прообразом позднее возникшей службы – литургии Преждеосвященных Даров.
В 4-м веке с появлением ересей возникла крайняя необходимость оградить службу Божию от проникновения в нее лжеучений. Святые отцы Василий Великий и Иоанн Златоуст составили два чина Божественной литургии, которые и были приняты Церковью. Шестой Вселенский Собор в 680 году постановил ничего не прибавлять и не убавлять в тех молитвословиях, которые составили эти два великих отца. В это же время была принята и единая для всех поместных Церквей редакция службы Преждеосвященных Даров и определено время ее проведения именно во дни Великого поста. Почитание и благоговение ко Христу, в Святых Тайнах сокрытому, причащение заранее освященными Дарами вызвало к жизни службу этой великой святыне. И особенно развитие она получила в Константинопольской Церкви, приняв законченную форму, вытеснила все ранее существовавшие редакции этой службы.
Все элементы службы дневного богослужебного круга складывались во времени и претерпевали изменения, получая свое развитие, и лишь литургия – принесение искупительной жертвы, ставшая завершением и полнотой всех дневных служб, всегда бережно и точно хранилась Церковью неприкосновенно. Но каждая литургия – восстановление единства человечества с Богом – и есть Пасха Христова. А в Великий пост, когда до праздника радости еще предстояли переживания Голгофских страданий Спасителя и сорокадневный подвиг сокрушения о грехах своих, внутренние душевные источники церковного творчества продиктовали особый характер этой литургии.
Литургия Преждеосвященных Даров не надписывается чьим-нибудь именем и является соборным творением апостольской Церкви. Позднейшие исследования обнаружили, что молитвы этой службы принадлежат разным святым отцам: тайная молитва по перенесении Святых Даров на жертвенник написана святым Афанасием Александрийским; молитва по причащении Святых Тайн составлена святым апостолом Марком, а заамвонная молитва – святым Василием Великим. Общую редакцию дошедшей до нас службы Преждеосвященных Даров осуществил святой Василий Великий, узаконил же всеобщее ее употребление в 6-м столетии святой Григорий Двоеслов епископ Римский.
Так что же это за служба – Преждеосвященная литургия? Чем она особенна и чем отличается от прочих Евхаристий? Мы знаем, что полная литургия, за которой совершается пресуществление хлеба и вина в Святые Тайны, состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и Евхаристии – литургии верных. На проскомидии идут приготовления к Евхаристии: из большой просфоры вырезается Агнец, поминаются живые и умершие. В конце литургии вынутые при поминовении частицы опускаются в чашу со Святыми Тайнами, и священник молит Господа очистить и омыть от грехов всех, за кого совершено приношение. На литургии Преждеосвященных Даров нет проскомидии, нет приношения за живых и усопших, поминальные записки от нас не принимаются. Нет в этом богослужении исторического начала первой христианской Евхаристии, которую совершил на Тайной Вечере в Сионской Горнице Сам Христос, где он был и «приносимый и приносящий». Мы не слышим слов Спасителя: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вы ломимое», «Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая». Священники и народ Божий не молятся о совершении пресуществления Бескровной жертвы, ибо она уже состоялась ранее за полной литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста.
Ведь недаром в дни покаяния и сокрушенной печали о грехах святые отцы не дерзали совершать торжественного богослужения полной литургии, чтобы не нарушать покаянного состояния души. В спасительное время Великого поста нас сопровождает Литургия Преждеосвященных Даров.
Поэтому придя в храм на литургию Преждеосвященных Даров, мы должны благоговейно помнить, что Победоносная Жертва в Святых Дарах пред нами и Христос, обагренный Своей Пречистой кровью, пролитой нас ради, призывает нас соединиться с Ним не только в таинстве причащения, но и нашими малыми покаянными страданиями о грехах своих последовать Ему помня слова Писания: «…вам дано не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29)
На третьем часе мы всей церковью молим об обновлении в нас Святого Животворящего Духа, как в Пятидесятницу это совершилось с апостолами. Шестой час нам напоминает о спасительном для мира распятии Христа, пригвоздившего ко кресту грехи, и мы молим об освобождении и нас от них. В девятый час просим умершего за нас Господа умертвить лукавой плоти нашей мудрование и спасти нас. Во время этих молений мы преклоняемся в земных поклонах с сердечными покаянными чувствами.
Сразу после девятого часа на этой службе мы слышим заповеди блаженства. Они как зеркало Божие предстают перед нами. А предшествует им вопль благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». От имени всех кающихся он, великий грешник, сумевший возродиться покаянием и верой, восклицает это. А вслед за заповедями самым проникновенным гласом умоляем Господа и мы вместе с певчими: они – пением, мы – умиленным и растроганным сердцем. «Помяни, нас Господи… Помяни нас, Владыко… Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем».
Так неотступно ведет нас Церковь по стезе спасительного для нас покаяния. Возгласом «Благословенно Царство…» начинается вечерня, которая до песни «Свете тихий…» идет обычным порядком.
Матушка-игумения Филарета за чтением 18-й кафизмы на Вечерне
Во время чтения 18-й кафизмы священник с «многим благоговением» молча изымает из стоящей на престоле дарохранительницы Святой Агнец – «Преждеосвященна бо есть и совершенна сия Жертва» кадит, троекратно обходя престол, и затем на главе своей переносит дискос со Святыми Дарами на жертвенник.
Все молящиеся во время перенесения Даров молятся коленопреклоненно. Иерей вливает в стоящий на жертвеннике потир вино с водой, которые освящаются Агнцем, при этом никаких проскомидийных молитв не произносится, все совершается в полном молчании.
После окончания чтения кафизмы поются стихиры на «Господи, воззвах». При пении последней стихиры открываются Царские врата, и священник и диакон совершают вход с кадилом.
Чтение 1-й паримии
Затем читается первая паримия. Паримия – это полезнейшее учение, притчи или повествования при пути. Так называются чтения избранных мест из книг ветхозаветных. По окончании чтения открываются Царские врата, и мы слышим возглас диакона: «Повелите», призывающий молящихся к сугубому вниманию.
Священник в это время, взяв обеими руками кадило и свещник во свечой, стоя лицом к престолу, начертывает ими над Евангелием знак Креста. После чего, обратясь к народу, воздвигает свечу с кадилом и возглашает велегласно: «Свет Христов просвещает всех!» Затем Царские врата затворяются и читается вторая паримия.
По окончании чтения следует пение великого прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Во время сего пения все единодушно преклоняют колена. Да и как не пасть ниц, если мы все чувствуем, как далеко отстоим от сих возвышенных молений.
А священник, стоящий пред престолом в облаке фимиама, видимым образом напоминает нам, что молитвы наши должны, как этот фимиам, легко возноситься к Богу. Недаром, Святая Церковь установила петь этот трогательный псалом царя Давида на Преждеосвященной литургии.
Мы молим Бога о самом главном, о даровании нам такой молитвы, да взойдет она, хоть ныне, во дни поста, прямо к Нему. Так поются еще три стиха: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего». «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Не вопль ли это сокрушенной души, которая вопиет к Спасителю, поспеши же на помощь, не дай погибнуть самой молитве моей. «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих». Господь почтил человека поистине божественным даром – это дар слова. Но уста наши, коими мы призваны славословить Дародателя, не произносят ли подчас слова праздные, лукавые и осуждающие всех и вся. Вот, зная свою неосторожность в слове, свой грех пред Богом, просим мы Его положить преграду злым словам.
А сердце наше нередко бывает еще хуже, чем язык. «От сердца бо исходят помышления злая» (Мф. 15:19) И самое злейшее из всех злых помышлений, когда мы вымышляем извинения грехам своим, всячески оправдываем свои пороки, пытаясь оправдаться пред Богом, обманываем самих себя, закрывая себе путь ко спасению. И вот, зная лукавство своего сердца, мы вслед за псалмопевцем-царем взываем: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».
И оканчиваем эту молитву о даровании молитвы словами: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Это моление так глубоко задевает сердце, что все мы, погружаясь во внутренняя своя, сердечным безмолвным воплем коленопреклоненно предстоим Богу.
И не успеем еще восклонить главу свою, как уже слышим молитву великопостную святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…», углубляющую и расширяющую предыдущие наши молитвенные просьбы. А впереди уже грядут самые важные минуты Преждеосвященной литургии.
Отверзаются Царские врата. С жертвенника на престол в сопровождении ангелов переносятся Святые Дары, и по солее шествует и входит в Алтарь Единородный Сын Божий – Царь славы. Мы же, коленопреклоненно поникнув главой до земли, слышим: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится». В это время священник читает тайно молитву: «Се бо Пречистое Тело и Животворящая Кровь единородного Сына Божия, в настоящий час входящая, на тайней сей предложитися хощет трапезе». Иерей выходит северными дверьми на амвон, держа в правой руке дискос, в левой потир.
Никаких остановок и поминовений на солее не бывает. В эти священные минуты в Церкви должно быть благоговейное безмолвие, и прилежно внимающие всему происходящему слышат шелест ангельских крыл, сопровождающих Святые Тайны.
Войдя Царскими вратами в алтарь, священник поставляет Святые Дары на антиминс. Как торжественны минуты сего великого входа! Мы же непосредственно сердечным молением обращаемся ко Христу: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, не погуби нас со беззаконьями нашими».
Восклоняемся же, когда слышим зов Божий: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». И снова повторяется молитва святого Ефрема Сирина.
Затем закрываются Царские врата и наполовину задергивается завеса, указывая этим, что литургия Преждеосвященных Даров неполная. После молитвы Господней «Отче наш…» полностью закрывается завеса. Священник возглашает: «Преждеосвященная святая святым». Певчие поют: «Вкусите и видите, яко благ Господь».
По причащении молящиеся в храме слышат слова откровения тайны, озаряющие души непреложной истиной: «Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь». Всего четыре слова, уясняющие, что без этой чаши нет ни жизни временной, ни жизни вечной.
В заамвонной молитве мы сначала благодарим Господа, введшего нас в пречестные дни сии, ко очищению души и тела, а в конце ее молим: «Подаждь и нам Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельную соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению». Церковь уже напоминает о Пасхальной радости, ожидающей нас.
Буди, Господи, буди! Аминь.