08-09.04.2017г. Торжественный вход Господень в Иерусалим


В статье используются материалы книги митрополита Вениамина Федченкова «Размышления о двунадесятых праздниках. От Богоявления до Вознесения»

После воскрешения Лазаря, все были приподняты до крайности. И потому, сошедшись отовсюду на праздник Пасхи в Иерусалим, возбужденно спрашивали друг друга все о Нем же. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? (Ин. 11, 47 — 57).

Многие… уверовали в Него (ст. 45). Еще больше готовы были веровать, если бы пошли сначала вожди за Ним… Но именно они–то и положили убить Его (ст. 53).

И Господь явно шел на это. Когда Он решил идти в Иудею воскресить друга Лазаря, ученики сказали Ему: Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями; и Ты опять идешь туда?.. Но Господь сказал: «пойдем». Тогда Фома Близнец сказал ученикам: пойдем и мы, умрем с Ним (Ин. 11, 7 — 16).

Вот какова была сгущенная атмосфера: уже не только Он, но ученики готовились на смерть… Но и они считали Его лишь «Равви», Учителем, Мессией земным. В такой обстановке приближается день «торжественною входа».

Фарисеи и первосвященники были люди земного склада души: корысть, плотоугодие, гордыня, вообще земные идеалы, — вот была их жизнь.

Господь же учит отречению от земли и — любви к Небесному.

Иудеи зло видят в политической несвободе. Господь же — во грехе и отце греха — диаволе.

Иудеи духовно окаменелый народ, ожесточившийся, нелюбовный, эгоистичный. Господь же хочет человека сделать богоподобным по любви, милосердию, состраданию.

Иудеи — буква. Христос — дух.

Все воззрение иудейское на Бога решительно шло вразрез со Спасителем. По их воззрению, Бог — «далекий», Бог— Судья, Бог — грозный: Его имя даже нельзя произносить… А не только видеть во плоти.

А здесь? — Сама любовь… И притом воплощенная… Как, Бог — видимо? На земле? Как и мы? Нет, это невозможно! Это «богохульство» (Ин. 10, 33): будучи человеком, «Он делал Себя Богом». Камнями побить! Сейчас же! Тут же.

Так столкнулись два царства.

Зачем же Спаситель устраивает такой необычайный вход в такое торжественное, предпасхальное время, но для Него опасное смертельно? Он же все знал. И шел…

а) Господь все делал согласно ПРОРОЧЕСТВАМ. А о Мессии предсказано было, что Он придет в Иерусалим торжественно, но на осленке…

б) Спаситель, однако, хотел тогда же показать, что представления их о Мессии как земном царе ложны; что Он — Царь духовный.

Поняли ли это иудеи? Народ, полутемный, не понял, хотя искренно кричал «осанна». Но фарисеи «негодовали» и молчали злобно: они видели, что Господь таким «торжественный входом» окончательно разбивает все надежды на Него как вождя, земного…

Господь открывал и углублял истину о Себе как о Господе (Мф. 22, 43 — 44), чтобы исправить ложный взгляд на Него как на Царя земного.

Господу нужно было сделать все как можно более ЯВНЫМ. Зачем? — Он пришел огонь возжечь в сердцах (Лк. 12, 49). И все уже было подготовлено ранее более чем трехлетним служением Его… Сердца напряглись… Нужно было «запалить» их, вывести из того тупого равнодушия, которое более неугодно Господу (Апок. 3, 15—16). Нужно было обострить сознание людей, особенно перед концом Своего дела.

Одни — уверуют; другие — распнут!

А это обострение достигается разными путями, больше всего распятием: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Но началом такого обострения был торжественный вход, как бы ВЫЗЫВАЮЩИЙ людей на окончательное решение их о Нем: итак, за кого же вы? За Меня? или против Меня? За какое вы царство? от мира или не от мира?

А когда придут дни распятия, то этот вопрос обострится неимоверно у всех: только что недавно мы встречали Его, кричали «осанна!». И тоже искренно. А теперь мы же распяли Того же… Мы теми же устами кричали «распни!». Так когда же мы были правы? Доброе ли дело сделали мы теперь?

И кто же Он? И многие пойдут от креста, «бия себя в грудь»… Иуда же удавится… Ученики в разочаровании спрячутся, готовые разойтись.

Контраст, противоположность двух входов, в Иерусалим и на Голгофу, — двух настроений, двух кликов, любви и злобы, торжества и кровавой смерти, — должны были глубоко врезаться в души участников.

 01-070417

Перед началом Всенощного Бдения

02-070417

Всенощное бдение. Матушка Филарета с Ваиями

на своем игуменском месте

03-070417

…молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

04-070417

Литийные хлеба

05-070417

Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во святей обители сей и во всем мире Твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

06-070417

Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

07-070417

«Слава в вышних Богу…»

Матушка-игумения Филарета читает шестопсалмие

08-070417

Вход Господень в Иерусалим

Икона праздничного рада иконостаса Никольского храма

09-070417

«Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа…»

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: / благословен Грядый во имя Господне.

10-070417

Матушка-Игумения с ваиями

Множество народа, желая выразить радость и торжество, устремляются к растущим вблизи деревьям и кустам, режут и ломают ветки и несут их торжественно…

То же делаем и мы доселе в этот праздник. Что за смысл этого? Почему это так мы делаем? Какая связь торжества с веткой в руках? А ведь «обряды» всегда имеют глубокий смысл и связь с событием. Какой же смысл здесь? Почему это при торжестве хочется взять что–то в руки и нести? И взять живую зелень или цветы. Какая психология?

Ваиа добродетелей принесем Христу Богу, грядущему нас ради человечески пострадати волею, Божества (же) крепостию всем бесстрастие даровати (4–я стихира на Господи, воззвах на малой вечерне праздника).

11-070417

Появляется душистая шишечка… Вербы… И мы уже рады: оживает, оживает… А когда появляются первые клейкие листочки, мы радуемся так, точно и сами оживаем с ними… А некоторые даже целуют эти «клейкие» первые листочки… Душа радуется. Вот первый смысл ветвей: радость.

А второй смысл: слава.

Победителям подносились венки из лавра или дуба. Почему? — Дуб — могучее дерево: долго носит листья — знак силы, лавр же и зимой не сбрасывает их: неувядаемое дерево. Знак вечности… Так же и пальма на юге всегда зелена. Сочетание этих дерев означает образно — «вечная слава!». И люди свое сочувствие победителю выражают в кликах, а видимо — в венках или ношении в руках ветвей зеленых, неувядающих листьев: «НАМ РАДОСТЬ, А ТЕБЕ — ВЕЧНАЯ СЛАВА». Вот — краткий смысл.

Почему же именно так торжествовали при входе в Иерусалим Господа? Евреи хотели видеть в Спасителе политического вождя; этим заражены были даже и ученики: А мы, было, надеялись что Он есть Toт, Который должен избавить Израиля (Лк. 24, 21). И, выражая радость идеям на грядущего Избавителя, воздавали Ему честь и славу, как будущему Освободителю и Победителю.

В молитве при освящении ваий читается о воскресении: Господи Боже наш… воставивый… Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир крестом, и погребением, и воскресением Своим; Его же и ныне… приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе, сретоша.

Поэтому вход Господа является «предпразднством» к Пасхе, к воскресению Христову, как и говорится в молитве дал ее:

— Сам, Владыко, и нас, по подражанию онех, в предпразднственный (ясно — к Пасхе) сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да… животворящего и тридневнаго воскресения достигнем в Томже Христе Иисусе, Господе нашем.

Так, следовательно, вход в Иерусалим приобретает, как видим, совсем светлый и торжественный смысл предпасхальный.

12-070417

Окропление веточек

Но хотя это было ложное представление о деле Мессии, находившееся в противоречии не только со всем учением Его, но и с самой обстановкой шествия Освободителя — без оружия, без войска, на осленке.

Это тоже было шествие освободительное и повелительное, но от других врагов и другими путями, и с иными целями. Однако самая встреча торжественная весьма отвечала цели Господних планов, сущность которых сводится к одному слову: ПОБЕДА. Шел Победитель. И подобало встречать Его с «ваиами и ветвьми и песньми» (ирмос 9–й песни канона). И Спаситель не только допустил, но и Сам устроил это торжество.

13-070417

Всем радостно – у каждого свой маленький букетик, с которым мы встречаем Спасителя

Так именно и понимаются Церковью вайя и ветви: они называются «победными образами». И в тропаре праздника поется: победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна!

Итак, вайя были наглядным знамением победоносного торжества, которое было и в душах, и в устах участников его. И доселе мы переживаем в некоторой степени это чувство торжества, когда получаем вербу: вместе с нею точно входит в душу чувство славы, поднимающее дух наш и радующее нас!

14-070417

Горячность христианских сердец, устремившихся за почти голой веточкой, говорила о высокой религиозной их ревности и радости торжества. И это было дороже всякой чинности! Даже шум и теснота больше отвечают празднику, согласно третьей паримии (пророчество Захарии).

Ныне день именно торжества, восторга пред грядущим Победителем.

15-070417

Роспись на Восточном своде Никольского храма

«Вход Господень в Иерусалим»

Такое торжество Господь принимал потому, что Он был истинный Царь и шел устроить Свое Царство. С самого начала предпразднства говорится о «Грядущемъ, как о «Царе»: грядет и идет Христос ко Иерусалиму, яко Царь (1–й тропарь 1–й песни 2–го канона утрени в понед.). Дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен Грядый Царь Израилев (2–я стихира на Господи, воззвах на великой вечерне).

Они считали его своим, израилевым «Царемъ. А мы, христиане, весь новый Израиль, яже от язык (из язычников) Церковь, тоже почитаем Его Царем, но уже не израилевым, а всемирным, и потому со пророком Захариею вопием: радуйся зело, дщи Сионова… яко се Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй (3–я Третья паримия из пророчества Захариина прямо называет Его Царем, шествующим на осленке: Радуйся зело, дщи Сионя… Се Царь Твой грядет тебе праведен и спасаяй; Той кроток и всед на подъяремника и жребца юна (жеребенка осленка). И Ты… испустил еси узники… от рова (то есть темницы — духовных пленников)… И Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит и пойдет в шуме прещения Своего (Зах. 9, 9—15).

И далее не раз говорится о «Грядущем», как Царе: Радуйся… и красуйся, Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде (1–я стихира на стиховне).

Восхвалите согласно людие и языцы. Царь бо ангельский взыде ныне на жребя и грядет, хотяй поразити на кресте враги яко силен (седален по 1–й кафизме).

16-070417

Чтение праздничного канона

17-070417

Чтение праздничного канона

Говорится и об учреждении Им Своего Царства: Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида. Осанна в вышних, — восклицали все (Мк. 11, 10).

— Пядию измеривый небо, дланию же землю, Господь прииде; Сион бо избра, в немже жити царствовании изволи и возлюби люди (3–й тропарь 4–й песни канона).

— Приими, Израилю, Божие Царство, и пребываяй  во тме, свет да узрит великий (1–й тропарь 6–й песни канона).

18-070417

Протоиерей Александр (Антипов) помазует Матушку Филарету

Вот это мы и узрели из песнопений Церкви. Приими, Сионе, Царя: се Тебе Кротчайший волею предстанет, воскресивый Лазаря и разрушивый смерти горькое царство (стихира на Господи, воззвах, четв. Ваий).

19-070417

И совершенно очевидно, что не ради земного «царства» приходит «Грядущий»… Его цель безмерно более высокая, безмерно более глубокая. Несравнимая! Основная, коренная победа над злом в самой его основе. Других врагов, неизмеримо более страшных, идет «Победитель» одолевать… Другое, действительно страшное, царство идет Он поражать.

Какое же именно? Какое основное зло в мире? — ГРЕХ.

Это верно. Но нужно глядеть еще дальше: а откуда он? — От отца греха и исконного «человекоубийцы» — диавола (Ин. 8, 44). По слову Самого Господа, враг, сеющий плевелы, то есть грехи, страсти, зло, — есть диавол (Мф. 13, 39).

И, думая о подобных предметах, мы глубже узрим основную трагедию мира. Она — совсем не в политике, не в экономике, даже не в людях, а дальше и глубже. Идет страшная борьба диавола против Бога. Диавол хочет, в злобе своей, губить чад Божиих, мня тем нанести скорбь Богу. Господь же борется за людей. И сердце человеческое есть арена этой трагической борьбы. Или вообще — весь мир есть эта арена.

Вот какая основная трагедия мира.

20-070417

— Се Царь твой, Сионе, кроток и спасаяй грядет на жребяти, враги взыскуяй поразити в крепости (силою) (стихира на мал. вечерне в суб. Ваий).

— Идет разрушити супостата и отмстити страстью креста падение древняго Адама (тропарь 1–й песни канона).

— Понеже ада связал еси (хотя еще не связал, но несомненно свяжет, для сего и идет) и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, то с ваиами младенцы восхваляху Тя, Христе, яко Победителя, зовуще Tи днесь: осанна (икос).

Об этом же пророчествуется и в паримиях: Иудой Тебе (то есть Христа, потомка его) восхвалят братья твои (это мы христиане, Христовы братья и сестры; Мф. 12, 50; Евр. 2, 11 — 17); рука твоя на хребте врагов твоих (Быт. 49, 8).

Избавил Господь тебя, Сион, от руки врагов твоих (Соф. 3, 15; ср.: Зах. 9, 10).

Вот каких врагов выступает побеждать ныне Грядущий Царь. Вот какое воистину «горькое царство» разрушить идет Господь.

21-070417

Результат греха есть смерть. По образному выражению святого пророка Осии и апостола Павла, — как яд вытекает из жала и умерщвляет, так и грех убивает человека и вводит смерть: жало же смерти — грех (1 Кор. 15, 56).

Но вот «Грядущий» имеет целью уничтожить даже смерть… Невероятно!.. Непостижимо!.. Но так!

Грядет «Победитель смерти», чтобы весь мир — и отошедший, и настоящий, и будущий — восставить, воскресить, обновить, оживить, привести в нетленное состояние. И это уже навеки! Какое могущество! Какая слава!

И все это сделается «Грядущим». Придет время, когда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (Ис. 25, 8). Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55). Христос идет уничтожить и то, и другое. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господем нашим Иисусом Христом (ст. 57).

И для сей победы идет ныне Спаситель в Иерусалим. Поэтому и в тропаре на праздник поется: и мы… победы знамение носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних!

Каким же образом Он победит ее? — Своим собственный ВОСКРЕСЕНИЕМ. Грядущий идет умереть, но лишь временно, чтобы потом воскреснуть, сначала Самому, а после устроить и общее воскресение.

Ношение ваий (а у нас верб) имеет более частный вид смысла «победы», именно — победы над смертию, оживления из мертвых, сначала Его Самого, а потом и всех нас. И следовательно, шествие Господа приобретает действительно «всеславный» смысл — торжественного пути к всеславному празднику праздников, Светлому воскресению.

22-070417

«Благословение Господне на вас…»

23-070417

Ежедневный Крестный ход вокруг обители после окончания праздничного Богослужения

Итак, мы теперь знаем, что нынешнее шествие есть ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПОБЕДОНОСНУЮ ВОЙНУ с «горьким царством смерти». И эта война окончится победоносно — преславным низвержением ада и всеобщим воскресением.

Но между этими крайними точками бывает страшное… Кровавая борьба… Смерть… Муки… Раны… Так и теперь после выхода на борьбу для Господа начинается седмица страданий, завершающаяся для Него Голгофским Крестом…