07.04.2017г. Празднование двунадесятого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии


Немного сказано в Евангелии о величайшем в истории мира событии Благовещения.

Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк. 1,26,27)

Существует предание, что глас архангела: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах – Пресвятая Дева впервые услышала у колодца, когда Она шла за водой. Но никого не увидев, Мария возвратилась домой и, поставив водоносы, приступила к чтению священных книг.

В тот момент Она читала книгу пророка Исаии. Прочитав слова: се Дева во чреве приимет, Святая остановилась и стала молитвенно взывать к Богу, чтобы Он приблизил время, когда Создатель сойдет с небес и примет плоть человеческую, и в это мгновение пред Ней предстал архангел и, как бы отвечая на Ее молитву, произнес:

Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!

Радуйся – потому что приговор, осудивший мир на проклятие, отменяется.

Благодатная – потому что в Тебе собрано все сокровище благодати, Ты избрана из всех родов и племен, Ты святая телом и духом.

Господь с Тобою – Он с Тобою и в Тебе, Он во времени воплощается от Тебя, Он на небе весь в Отце, и на земле весь с Тобою во чреве.

Благословенна Ты в женах, – потому что Бог из всех жен (по-церковнославянски «жена» означает «женщина») избрал Тебя в жилище Себе и Ты вместишь Невместимого.

«Достойно и праведно», – пишет святитель Григорий Неокесарийский, – Святая Дева одна из всех родов избрана Богоматерию, ибо Она была подлинно премудрее всех и в целом роде человеческом никогда и ни одного человека не нашлось Ей подобного».

Произнеся первые слова благовестия, архангел умолк, как бы ожидая ответа Пресвятой Девы.

Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие (Лк.1,29).

Святитель Филарет, митрополит Московский, пишет: «Она не произносила слов, но только одним взором показывая некоторое недоумение. Что это за приветствие? Кто принес такую весть, и откуда он пришел? Я не понимаю того, что вижу, недоумеваю о том, что слышу».

Далее святитель продолжает: «До сих пор ни один и особенно ни одна из земнородных не слыхали с небес подобного приветствия, и потому, когда Мария слышит, что неожиданный посетитель приветствует Ее не только миром, но и радостию, приписывает Ей благодать не как дар, но как Ее неотъемлемое достояние, возвещает ей благословение, преимущественное пред всеми женами в мире, – тихая душа Ее от сильных слов духа, как тихая вода от сильного дыхания ветра, по необходимости, приходит в движение: смутилась от слов его».

По глубокому смирению, Святая Мария не признает себя достойной небесного благовестия.

С благоговейным трепетом взирал небесный вестник на смущение пречистой Девы, а затем сказал Ей: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1,30) Архангел возвещает Ей и самое таинство воплощения сына Божия словами пророка Исаии, который за семьсот лет до исполнения этого события предсказал о рождении Сына Божия от Девы: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1,31)

Он будет велик, – поясняет архангел, – и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1,32-33)

Как будет это, когда Я мужа не знаю? – восклицает Пресвятая Дева.

«Я непричастна браку, – толкует Ее слова преподобный Андрей Критский, – знаю Иосифа, как обручника, признаю его, как защитника, но не как мужа. Как же совершится то, что и обет девства сохранится, и сын родится?»

Архангел как бы так отвечал на Ее сомнения, говорит далее преподобный:

«Почему Ты, всеблаженная, вещаешь это? Как будет это с Тобою? Размысли. Как процвел жезл? Как огонь купины обнял кустарник, не сожигая его? Если Ты веруешь этим событиям, то верь и мне. Виновник чудес, как тех, о которых повествовал Моисей, так и тех, о которых я благовествую Тебе. Один и тот же. Ты родишь сына без мужа. Если Ты хочешь знать самый образ события, то я объясняю Тебе и его: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Зачатие совершится не образом естественным но сверхъестественным – чрез наитие Духа Святого, который непостижимо соделает Тебя Материю».

Открыв Пресвятой Деве тайну, непостижимую даже для горних умов, архангел, чтобы окончательно убедить Ее в непреложности своих слов, указал пример Елисаветы: вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

И Дева ответила архангелу: се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

Эти смиренные слова, это тихое послушное да будет, преклонив небеса, низвели на землю Сына Божия, и Слово стало плотью.

По согласию Пресвятой Девы, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин, – Дух Святой, по слову Господню, возвещенному Ей ангелом, сошел на Нее, очистил Ее и даровал Ей способность как принять в себя Божество Слова, так и родить. Тогда приосенил Ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, единосущный Отцу, ипостасная премудрость и сила Вышнего Бога. И из пречистых и девственных Ее кровей образовал Себе начаток нашего естества – плоть, оживленную душею словесною и разумною, но образовал не из семени, а творчески, Святым Духом и образование произошло не чрез постепенное приращение, но совершилось в одно мгновение».

Исполнив повеление Божие, архангел отошел от Нее, то есть возвратился снова в царство света.

Так совершилось таинственное воплощение Бога Слова; так Дева стала Матерью и Мать осталась Девой.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы у древних христиан назывался Зачатием Христа, Благовещением о Христе, Началом искупления, Благовещением Ангела Марии – и только в 7-м веке ему было усвоено наименование «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Отцы Церкви объясняют, почему Сын Божий благоволил снизойти на землю и воплотиться от преблагословенной Марии именно в этот день.

«Христос воплотился в утробе Девы в 25-й день марта потому, – пишет святитель Афанасий Александрийский, – что в этот день первоначально Бог создал человека.

(Из книги «Большая книга о Пресвятой Богородице»)

01-070417

Аналойная праздничная икона Благовещения

Ущедрив тварь Зиждитель, милосердием же Своим прекланяемь, во утробу Девы Богоотроковицы вселитися спешит. К Нейже великий прииде Архангел, — радуйся, – провещавая, – Богорадованная, ныне с Тобою Бог наш. Не ужасайся мене, Царева Архистратига, обрела бо еси благодать, юже погуби Ева прежде, прамати Твоя, и зачнеши и родиши Отцу Единосущнаго.

Стихира с малой вечерни

02-070417

Праздничное Всенощное бдение

Наши гости – учащиеся Православной гимназии (3-й класс)

(Духовник – протоиерей Сергий Жулин)

Благовестите день от дне спасение Бога нашего.
Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля.
Се воззвание ныне явися нам: паче слова Бог человеком соединяется, Архангеловым гласом прелесть отгоняется. Дева бо приемлет радость, земная быша Небо, мир разрешися первыя клятвы. Да радуется тварь и гласы да воспоет: Творче и Избавителю наш, Господи, слава Тебе.

04-070417

Лития

«Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя Богатыя; молитвами …»

Да веселятся Небеса, и радуется земля, ибо Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный, щедротство прием и человеколюбную милость, Себе постави во истощание благоволением и советом Отчим и во утробу вселися Девичу, предочищенную Духом. О, чудесе! Бог в человецех, Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето, и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется, Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, имеяй Велию милость.

Славник литийных стихир

05-070417

Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная. Не удивляйся странному моему зраку, ни ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда, ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая.

06-070417

Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, Божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь.

Являешися Мне, яко человек, – глаголет нетленная Отроковица ко Архистратигу, – и како вещаеши глаголы паче человека? Со Мною бо, рекл еси, Богу быти и вселитися во утробу Мою. И како буду, глаголи Ми, вместилище пространное и место священия Херувимы превосходящаго? Да не прельстиши Мене лестию, не бо познах сласти, браку есмь непричастна, како убо Отроча рожду?

Бог идеже хощет, побеждается естества чин, – глаголет безплотный, – и яже паче человека содеваются, моим веруй истинным глаголом, Всесвятая Пренепорочная. Она же возопи: буди Мне ныне по глаголу твоему, и рожду Безплотнаго, плоть от Мене заимствовавшаго, яко да возведет человека, яко един силен, в первое достояние срастворением.

07-070417

Тропарь, глас 4-й

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Днесь ра́дость благове́щения, де́вственное торжество́, ни́жняя с Вы́шними совокупля́ются. Ада́м обновля́ется, и Е́ва пе́рвыя печа́ли свобожда́ется, и сень на́шего существа́, обоже́нием прие́мшаго смеше́ние, Це́рковь Бо́жия бысть. О, та́инство! О́браз истоща́ния неве́домь, бога́тство бла́гости несказа́нно: А́нгел слу́жит чудеси́, Деви́ча утро́ба Сы́на прие́млет, Дух Святы́й низпосыла́ется, Оте́ц свы́ше благоволи́т, и измене́ние о́бщим твори́тся сове́том, в не́мже и и́мже спа́сшеся, вку́пе с Гаврии́лом к Де́ве возопии́м: ра́дуйся, Обра́дованная, из Нея́же спасе́ние – Христо́с Бог наш, е́же по нам прие́м естество́, к Себе́ возведе́. Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Стихира на стиховне

09-070417

Икона Благовещения в Праздничном ряду

иконостаса Никольского храма

По́слан бысть с Небесе́ Гаврии́л Арха́нгел благовести́ти Де́ве зача́тие и, прише́д в Назаре́т, помышля́ше в себе́, чудеси́ удивля́яся: о, ка́ко, в Вы́шних непостижи́м Сый от Де́вы ражда́ется! Име́яй престо́л Не́бо и подно́жие зе́млю во утро́бу вмеща́ется Деви́чу! На Него́же шестокрила́тии и многоочи́тии зре́ти не мо́гут, сло́вом еди́нем от Сея́ воплоти́тися благоизво́ли. Бо́жие есть сло́во настоя́щее. Что у́бо стою́ и не глаго́лю Де́ве: ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю; ра́дуйся, Чи́стая Де́во; ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная; ра́дуйся, Ма́ти Живота́, благослове́н Плод чре́ва Твоего́!

10-070417

Елеопомазание

Днесь вся тварь ра́дуется, я́ко – е́же ра́дуйся, – Тебе́ глаго́лет Арха́нгел, благослове́нная честна́я и пречи́стая Ма́ти Христа́ Бо́га. Днесь омрача́ется змии́но шата́ние, кля́твы бо пра́отчи разреша́ется сою́з. Те́мже и непреста́нно вопие́м Ти: ра́дуйся, Обра́дованная.

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

11-070417

Е́же от ве́ка днесь познава́ется та́инство Бо́жие: Бог Сло́во Сын Де́вы Мари́и за милосе́рдие быва́ет, и ра́дость благове́щения Гаврии́л провещава́ет. С ни́мже возопием Ей: радуйся, Мати Господня.

Из светилен Благовещения

12-070417

Чтение праздничного канона на утрени

Песнь 4

Ирмос:Седяй в славе на престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Богородице рече:Священную некую Деву раждающую слышах пророка, древле Еммануила прорекша; хощу же разумети, како Божества растворение естество человеческое претерпит?

Ангел возопи:Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, обрадованная Всепетая, на Тебе таинства преславное: по рождестве бо пребудеши Чистая Приснодева.

Богородице рече:Освещаемь сиянием Бога Вседержителя, истины проповедниче, глаголи, Гаврииле, истиннейшая: како, нетленне бывши чистоте Моей, Слова рожду, с плотию Безплотнаго?

Ангел возопи:Со страхом Тебе, яко раб Госпоже, предстою, с боязнию, Отроковице, ныне смотрити стыждуся Тебе, яко бо дождь на руно, снидет на Тя Слово Отчее, яко благоволи.

13-070417

Каждение храма на 9-й песни праздничного канона

Се воззва́ние ны́не яви́ся нам, па́че Сло́ва Бог челове́ком соединя́ется, Арха́нгеловым гла́сом пре́лесть отгоня́ется, Де́ва бо прие́млет ра́дость, земна́я бы́ша Не́бо, мир разреши́ся пе́рвыя кля́твы. Да ра́дуется тварь и гла́сы да воспое́т: Тво́рче и Изба́вителю наш, Го́споди, сла́ва Тебе́.

14-070417

Начало Божественной Литургии

Второй день с нами молятся ученики православной гимназии

15-070417

Чтение Апостола

16-070417

(Евр., зач. 306, гл. 2, стт. 11-18):

 Бра́тие, святя́й и освяща́емии, от Еди́наго вси, ея́же ра́ди вины́ не стыди́тся бра́тию нарица́ти их, глаго́ля: возвещу́ И́мя Твое́ бра́тии Мое́й, посреде́ Це́ркве воспою́ Тя. И па́ки: Аз бу́ду наде́яся Нань. И па́ки: се Аз и де́ти, я́же Ми дал есть Бог. Поне́же у́бо де́ти приобщи́шася пло́ти и кро́ви, и Той прии́скренне приобщи́ся те́хже, да сме́ртию упраздни́т иму́щаго держа́ву сме́рти, си́речь диа́вола, и изба́вит сих, ели́цы стра́хом сме́рти чрез все житие́ пови́нни бе́ша рабо́те. Не от А́нгел у́бо когда́ прие́млет, но от се́мене Авраа́мова прие́млет; отню́дуже до́лжен бе по всему́ подо́битися бра́тии, да ми́лостив бу́дет и ве́рен первосвяще́нник в тех, я́же к Бо́гу, во е́же очи́стити грехи́ людски́я. В не́мже бо пострада́, Сам искуше́н быв, мо́жет и искуша́емым помощи́.

17-070417

Великий Вход

18-070417

Батюшка окропляет святой водой Матушку-Игумению

19-070417

А также всех сестер и прихожан

Из книги «Мы должны все претерпеть ради Христа…» Жизнь, подвиг и труды священника Анатолия Жураковского

Христианство – это религия Голгофы, религия последнего, предельного страдания. В нем должно переплавиться сердце мира. Распятый человек должен умереть вместе с Распятым за мир и Умирающим Богом. Язвы гвоздиные и прободенное сердце Бога и Человека – вот христианство. Но вместе с тем христианство, Евангелие – это свет, это победа, это радость совершенная. И всякая радость земная и все, чем хотят утешить и возвеселить человека, все земные учения, все религии мира – все это ничто перед Божественным благовестом радости Евангелия. Богоусыновление, воскресение, обожение – вот имя этой радости. Вот ее обетование. Уже открывшееся в веках в Начальнике жизни.»

«Но тайна христианства в том, что его победительный свет рождается в темном лоне скорби, струится из бездонной глубины преодоленной муки. Всякая радость, всякое торжество рождается, приходит в мир и озаряет вечность, только проходя через горнило страданий. И всякое страдание – только путь, только ступень к свету и торжеству и блаженству. В этом христианство. И в самом деле, разве Благовещение в самом себе не таит крестной скорби, самоуничижения Бога и Голгофских страданий? И слова Богоматери в этот несказанный миг, решивший судьбу Вселенной: «Се, Раба Господня, буди Мне по слову Твоему» (Лк.1:38) – разве не были они не только исповеданием радости, но и выражением жертвенной готовности на страстной подвиг Ее непорочного сердца?»

«За днями сомнений и испытаний придут они, дни победного торжества. Буди! Буди! Чрез Благовещение и крест к невечернему свету воскресения! «Распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».