О РАССЛАБЛЕННОМ

О РАССЛАБЛЕННОМ


Митрополит Антоний Сурожский

Когда Христос спросил расслабленного, почему он столько лет лежит больной, не исцеленный у купели, которая дает исцеление благодатью Святого Духа, больной ответил Ему: Нет у меня человека, который бы опустил меня в эти целительные воды; каждый раз, когда вода возмутится, другой раньше меня успевает опуститься в купель…

Вот образ, который так болезненно относится ко всей нашей жизни. Как много людей сейчас могут сказать: Нет у меня человека; людей много, а человека нет; людей много вокруг, целая толпа, а нет, чтобы нашелся человек, который посмотрел бы на меня по-человечески, отнесся бы с чутким почтением и сочувствием… И это одно из самых страшных свойств не только мира вообще, но и нашего христианского мира. Толпа — но нет человека… В других областях жизни еще можно как-то примириться с этим: что не хватает любви, что люди заботятся о себе, и заняты собой, что проходят мимо, мимо, мимо всякой нужды. Но в Церкви с этим примириться нельзя, потому что Церковь, как её определил св. Игнатий Богоносец, это воплощенная любовь, и где нет этой любви — нет и Церкви, есть только видимость, обман, который отталкивает людей.

Вот почему пустуют наши храмы, отпадает молодежь, отходят люди всякого рода, — потому что любви они не находят среди нас. В том единственном месте, где она должна быть, где она должна бы перелиться через край, где её должен был бы всякий найти, всякий человек, который переступает порог нашего храма и хотя бы случайно вошедший в круг нашей жизни — там-то её и нет. Много лет тому назад, когда владыка Василий ездил в первый раз в Россию, — он увидел недалеко от себя среди молящихся одного простого рабочего и потом спросил его, почему он ходит в церковь? Всё ли он понимает в молитвах церковных? — Нет, ответил он. — Что же вас привлекает? — А тот ответил: Это единственное место, где никогда ни о чем не слышишь, кроме как о любви, и где к тебе относятся с любовью…

И на этом стоит Церковь Русская, на этом создается вселенская Церковь. Когда апостолы вышли на проповедь, они пронесли благую, животворящую весть о том, что все дороги Богу и все Им любимы. Они были живыми свидетелями того, что есть такое общество людей, какая-то горсточка людей, которые вместе с Богом возлюбили сотворенный Им мир, без остатка, всех, и близких и дальних, друзей и врагов, и любящих и ненавидящих. Всех равно, потому что все родные, все дорогие Богу.

Вот перед чем нас ставит сегодняшнее Евангелие. Людей много, а человека нет; и это относится не только к «чужим людям», случайно зашедшим в наш храм, но и каждому из нас. Разве мы можем рассчитывать друг на друга так, как первые христиане рассчитывали на любого человека, стоящего рядом? Нет, обеднели мы любовью, замкнулись, охладели, и потому вокруг нас пустота — и этому причиной мы сами. Любить сердцем, любить радостно,— даётся постепенно; но любить сознанием, любить верой, любить убежденно, каждым действием, каждым усилием, каждой мыслью своей — дано всем. Христос нам повелел творить Его заповеди если мы Его любим, и обещал, что к тому, кто сотворит заповеди Его, Он придет со Отцом и Духом и сделает его храмом Святой Троицы. Тогда человек возгорится сердцем и умом и всем естеством своим животворной любовью. А до тех пор хоть жалостью, хоть состраданием и пониманием будем жить и становиться церковной общиной, братством людей, которое, может быть, когда-нибудь вырастет в славный образ воплощенной Божественной Любви, любви воплощенной в каждом из нас на радость, утешение и спасение всех и каждого. Помоги нам Господь стать Церковью, а не только видимостью Церкви. Аминь.