Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)


Протоиерей Александр (Мень)

Сегодня преддверие Крещения Господня, и мы уже молимся о ниспослании Духа Божия на освящение этой святой воды. А напоминает нам этот обряд церковный те времена, когда Иоанн Креститель пришел и сказал людям: Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие..

В те времена люди, которые отвращались от неверия, суеверий и язычества и обращались к вере в Единого истинного Бога, в те времена, когда еще не было Новозаветного крещения, люди проходили священное омовение. Священники ветхозаветные омывали их в воде в знак того, что неверие, суеверия, язычество, заблуждения, грехи с них сходят и они становятся исповедниками веры в Единого истинного Господа. Такой был обычай, он соблюдался много веков. И вот однажды появился Иоанн Креститель и призвал не язычников, не неверующих, а людей, с детских лет наученных вере, призвал их идти и совершить священное омовение: так, как будто они были язычниками или неверующими, только что обратившимися. Поэтому не всем это понравилось, и некоторые люди, особенно книжники и фарисеи, возмущались этим, однако толпы народа шли к реке Иордан, чтобы исповедать перед Иоанном Крестителем, вернее перед Господом, свои грехи, и он омывал их.

Что же это значит? Это значит, что человек, который живет в вере, формально живет в вере, нуждается время от времени в том, чтобы ее оживить в своем сердце, воскресить ее — и прежде всего через покаяние. Потому что мы привыкли к тому, чему нас учит вера. Это становится для нас чем-то обычным, огонь погасает в сердце и, мы живем как язычники, хотя числимся среди верующих. И вот голос Крестителя обращается к нам: Проснитесь от духовной спячки, пробудитесь, встаньте, потому что приходит Господь к каждому, Царство Божие близко… Оно было близко тогда, потому что шел уже на проповедь Господь наш Иисус Христос. Но для нас оно близко, потому что Он уже здесь, среди нас, пришел, и как можем мы быть привычными, холодными, унылыми, равнодушными перед лицом Его спасающей святыни. И все вы знаете хорошо, как вяло теплится молитва, как все в нашем сердце становится холодным, однообразным, серым, будничным. Пепел, холодный пепел покрыл огонь веры.

И поэтому святая Церковь, как некогда Иоанн Креститель, призывает нас всех: проснитесь, опомнитесь, покайтесь, придите начать новую жизнь. Вот, в знак этого мы освящаем воду, которую Дух Божий животворит, воду освящения и покаяния. В знак этого Господь дает нам таинство покаяния, которое есть как бы новое крещение, постоянно повторяющееся, чтоб мы не засыпали в греховном сне, чтобы мы могли время от времени оглянуться назад, взвесить на весах правды Божией свою короткую жизнь и сказать: Господи, мы недостойны называться именем христиан, мы приходим к Тебе вновь как язычники, мы вновь обращаемся к Тебе: оживи наши души, пошли в нас Духа Твоего Святаго, Который нас поднимет, и пусть животворящая Его сила осенит нашу жизнь подобно тому, как она осеняет сегодня воду, ту воду, которая означает жизнь, жизнь земную и жизнь вечную, Богом созданную и Богом освященную. Аминь.