Митрополит Антоний Сурожский
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
23 февраля 1969 г.

Прошли недели сосредоточенности на себе самих, недели вни­мательного и зоркого искания тайников своей души. Теперь нас­тупил Пост, и это — время, когда уже ни в наших силах совер­шить восхождение, которое перед нами лежит. Обнаружить свою слепоту и воззвать к Господу о помощи, победить в себе тщесла­вие и стать лицом к лицу со Спасителем Христом; покаянно воз­звать вместе с мытарем, что единственная надежда против беспо­щадности правды и закона — милость, и что она есть; сложные переживания, связанные с притчей о блудном сыне; предупрежде­ние о Страшном Суде и сегодняшнее последнее слово Христово о том, что такой нам мерой мериться, какой мы мерим, — это время, когда все силы наши должны быть обращены на нас самих, прошло; и теперь начинается время, когда подготовленные (дай Бог, что­бы мы были подготовлены), мы должны вступить в ту область вос­хождения, где мы отдаёмся во власть Божию и даём Ему совершить над нами чудо спасения. Пост — это уже не скорбное время, кото­рое мы прошли в подготовительные недели, это — весна духовная, это момент, когда все силы должны пробудиться под воздействием Божественной благодати, это время, когда действие уже не в на­ших руках, а в Божиих, и мы должны этому действию Господню от­даться, подготовленные ужасом прошлого и взирая к славе, к тор­жеству и к неизреченной радости Воскресения Христова. И дейст­вительно, если вы вслушаетесь в Евангельские чтения недель, которые перед нами, все они говорят уже не о том, как нам тру­диться, а о том, как победоносно, преображающе действует Боже­ственная благодать в тех, которые, потрудившись, расстилаются теперь перед Господом, как поле доброй вспаханной земли.

 

Торжество Православия — воспоминание о том, как когда-то Бог все­конечно победил и в разумах людей, и в сердцах, и в воле. И это Торжество Православия относится не только к прошлому: каж­дый раз, как побеждает в нас Бог, когда возрождается в нас жизнь, когда ликование, очистившее души, снова поднимается из глубин, когда жизнь жительствует, — совершается это Торжество Православия, торжество в нас Бога, Которому мы истинно воздаем славу за Его дивные дела. И дальше, неделя за неделей, будет говорить Церковь нам о том, как благодать побеждает, как славно, как торжествующе, как всесильно действует Христос в Своем унижении и в Своей любви, и как действует Дух Святой — как огонь сжигающий в нас всё, что неспособно жить. Поэтому вступим в Пост именно так, как было сказано в сегодняшнем Евангелии: со светлым лицом, ликующим сердцем; вступим в него, как весной восходишь от ра­дости к радости, от торжества жизни к новому торжеству жизни, пока не дойдем к тому торжеству, которое открывает перед нами последнюю победу: к Воскресению Господню. И раньше, чем пустит­ься в этот путь, освободим друг друга и освободим себя от вся­кой злобы, от всякой обиды, от всякой горечи, чтобы нам свобод­ными идти туда, где сердце наше, — в Царство Живого Бога. И поэтому когда мы будем теперь поклоняться перед иконой Христа, Который стал человеком по любви к нам, чтобы мы стали божест­венными, как Он, когда мы будем поклоняться иконе Божией Матери, Сына Которой мы отвергаем, распинаем в себе и в других так час­то, прося Её прощения, когда мы будем обращаться друг ко другу с мольбой: «Прости, если чем обидел, и помолись о том, чтобы и мне достичь светлого пристанища радости Воскресной» — будем это делать с верой, с надеждой, с силой и радостью; и дай нам Бог пройти это поприще, где всесильно действует Господь, отдавшись Ему послушно, внимательно, творчески, с тем, чтобы Он возвра­тил в нас образ Свой. Начнем Пост в радости духовной, совершим его в бодрости и силе, и ликующе мы дойдем тогда до светлого Воскресения и за его пределы войдем в Пятидесятницу, когда и нас охватит жизнь вечная. Аминь.