18-19.01.2017г. Праздник Богоявления
Икона “Крещение Господне”
(Богоявление – один из престольных праздников нашей Обители, но всвязи с ремонтом храма праздничная служба была отслужена в Никольском храме Обители)
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).
Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова.
Как и праздник Рождества Христова, праздник Богоявления предваряется Сочельником, или Навечерием. служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды.
Царские часы
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елисеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяху ся воды сюду и сюду,/ и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.
Тропарь, глас 4-й
Пророчества Исаиина чтение :
Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и процветет, яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся. И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей и честь Кармилова, и людие мои узрят славу Господню и высоту Божию. Укрепитеся, руки ослабленныя, и,колена разслабленная, утешитеся, и рцыте малодушным мыслию: укрепитеся и не бойтеся, се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очеса слепых, и ушеса глухих услышат, тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проразися в пустыни вода и дебрь в земли жаждущей. И будет безводная в блата, и в жаждущей земли источник воды будет. Тамо будет веселие птиц, водворение сиринов, и тростий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наречется. И не мимоидет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечистый, разсеяннии же пойдут по нему и не заблудят. И не будет тамо льва, ниже от зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо, но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа, и обратятся, и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала, и радование, и веселие постигнет их, отбеже болезнь, печаль и воздыхание.
Паримия на 1-м часе
Начало Вечерни
Приклонил еси главу Предтечи, сокрушил если главы змиев. Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших.
Славник стихир на Господи воззвах
Чтение паримий Праздника
На праздник Богоявления паримии перемежаются с пением особых праздничных тропарей со своими стихами.
Тропарь пророчества, глас 5-й
Явился еси в мире, Иже мир Сотвроивый, да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе.
Тропарь пророчества, глас 6-й
Грешником и мытарем за множество милости Твоея явился еси, Спасе наш. Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме? Слава Тебе.
Пророчес тва Исаиина чтение:
Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будете, отымите лукавствия от душ ваших, пред очима Моима престаните от лукавствий ваших. Научитеся доброе творити, изыщите суда, избавите обидима, судите сиру, и оправдите вдовицу. И приидите, истяжимся, – глаголет Господь, – и аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег, убелю; аще же будут, яко червленое, яко волну, убелю. И аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте. Аще ли же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вас пояст. Уста бо Господня глаголаша сия.
Великое Освящение воды
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Тропарь, глас 1-й
Проповедь отца Александра (Лушина) по окончании службы
Дорогие братья и сестры!
Этот день именуется Крещенским Сочельником или Навечерием Крещения Господня. Сочельником он называется потому, что в этот день положен строгий пост как в день, в который мы готовимся к встрече этого Праздника, и поэтому по традиции в этот день люди варили сочиво (разваренную пшеницу с медом) и ели. А Навечерие, потому что это подготовительная к Празднику служба. В этот день совершается Великое освящение воды.
Мы в этот день молимся и просим, чтобы Господь, как некогда сойдя на Иордан, приняв Крещение и освятив его воды, так же освятил в этот праздник воды, которые окружают нас, воды, которые мы используем.
Вода, которая освящается в этот день и в сам день Крещения исполняется особыми благодатными свойствами. Мы используем ее для нужд души и тела. Для нужд души, когда мы употребляем ее натощак с утра вместе с просфорой. А для тела, можно этой водой помазываться, а так же люди могут при высокой температуре из этой воды делать на голову компресс (очень помогает). А для того, чтобы эта вода освящала все, что нас окружает, мы совершаем чин освящения. Можно освящать жилище людей, машины, место работы, какая-то аппаратуру, технику. Мы просим, чтобы Господь помог, и эта техника приносила пользу в жизни.
Дорогие, братья и сестры! Воду эту необходимо брать с благоговением, т.к. она может позеленеть, если люди без благоговения эту воду хватают, толкают друг друга, возмущаются. За все эти негативные, греховные эмоции Господь может попусть так, что она позеленеет, хотя у нее особые благодатные свойства. Она может годами стоять и быть совершенно свежей.
Сегодня мы с вами совершили чин освящения, его мы будем совершать и завтра. Ставится вопрос: какая же вода благодатней сегодняшняя или завтрашняя, Богоявленская или Крещенского Сочельника? Дело в том, что чин Освящения один и тот же, никакой разницы в святости воды нет. Вода благодатна по своим свойствам, она Крещенская, независимо от того, в Крещенский Сочельник она освящена или в сам день. Будем относится к этой воде с благоговением, беречь ее, стараться не осквернять ее своими греховными помыслами, движениями, действиями какими-либо. С благоговением ее хранить дома поближе к молитвенному уголочку, тогда действительно, употребляя эту святыню, мы поможем своему телу и душе достичь Небесного Царствия.
Храни всех Господь, братья и сестры. Я всех поздравляю с этим Праздником, потому что Сочельник тоже Праздник.
После окончания службы люди подходят ко Кресту и батюшка окропляет их Святой водой
Всенощное бдение вечером 18 января
Икона Праздника на центральном аналое
Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из Великого Повечерия с литией и Праздничной Утрени.
Лития
Приидите, подражаим мудрыя девы, приидите, срящим явльшагося Владыку, яко прииде, яко Жених ко Иоанну. Иордан, видев Тя, убояся и пожда. Иоанн вопияше: не смею держати верха Безсмертнаго. Дух низхождаше в виде голубине освятити воды, и глас с Небесе: Сей есть Сын мой, пришедый в мир спаси род человеческий. Господи, слава Тебе.
Из литийных стихир
Каждение при освящении хлебов, пшеницы, вина и елея
Таинство исповеди
Полиелей
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Матушка читает Праздничный канон
Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися, Христова Церковь: водою бо и Духом сынове тебе родишася, верою взывающе: несть свят, якоже Бог наш.
Из 3-ей песни канона
Очищаемо солнце кто виде, – проповедник вопиет, – пресветлое естеством? Да Тебе водами сияние Славы, Отца образ Присносущнаго, омыю и, сено сый, Огню прикоснуся Твоего Божества? Ты бо еси Христос, Божия мудрость и сила.
Из 4-й песни канона
Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.
Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.
Ирмос 9-й песни канона
Икона Богоявления на иконостасе Никольского храма
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
Кондак Богоявления
Великое освящение воды в самый день Богоявления
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости. Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.
Тропарь перед Освящением воды
Воспоим вернии, еже о нас Божия благодеяния величество: о нашем бо прегрешении быв человек, нашим очищением очищается во Иордане, Един чистый и нетленный, освящаяй мене и воды, и главы змиев сокрушаяй в воде. Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающым невидимо подавается от Хриса Бога, и Спаса душ наших.
Стихира по освящении воды
После окончания службы Матушка Варвара Лушина со чадами поет Рождественские колядки для сестер и прихожан