18-19.01.2017г. Праздник Богоявления

18-19.01.2017г. Праздник Богоявления


00-250117

Икона «Крещение Господне»

(Богоявление — один из престольных праздников нашей Обители, но всвязи с ремонтом храма праздничная служба была отслужена в Никольском храме Обители)

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).

000-250117

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова.

Как и праздник Рождества Христова, праздник Богоявления предваряется Сочельником, или Навечерием. служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды.

01-240117

Царские часы

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елисеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяху ся воды сюду и сюду,/ и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

Тропарь, глас 4-й

02-240117

Пророчества Исаиина чтение :

Тако глаголет Господь: да возвеселится пусты­ня жаждущая, да возрадуется пустыня и процве­тет, яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселят­ся.  И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей и честь Кармилова, и людие мои узрят славу Господню и высоту Божию. Укрепитеся, руки ослабленныя, и,колена разслабленная, утешитеся, и рцыте малодушным мыслию: укрепитеся и не бойтеся, се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очеса слепых, и ушеса глухих услы­шат, тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проразися в пустыни вода и дебрь в земли жаждущей. И будет безводная в блата, и в жаждущей земли источник воды будет. Тамо будет веселие птиц, водворение сиринов, и тростий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наречется. И не мимоидет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечистый, разсеяннии же пойдут по нему и не заблудят. И не будет тамо льва, ниже от зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо, но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа, и обратят­ся, и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала, и радование, и веселие постигнет их, отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Паримия на 1-м часе

03-240117

Начало Вечерни

Приклонил еси главу Предтечи, сокрушил если главы змиев. Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших.

Славник стихир на Господи воззвах

04-240117

Чтение паримий Праздника

На праздник Богоявления паримии перемежаются с пением особых праздничных тропарей со своими стихами.

Тропарь пророчества, глас 5-й

Явился еси в мире, Иже мир Сотвроивый, да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе.

Тропарь пророчества, глас 6-й

Грешником и мытарем за множество милости Твоея явился еси, Спасе наш. Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме? Слава Тебе.

Пророчес тва Исаиина чтение:

Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будете, отымите лукавствия от душ ваших, пред очима Моима престаните от лукавствий ваших. Научитеся доброе творити, изыщите суда, избавите обидима, судите сиру, и оправдите вдовицу. И приидите, истяжимся, – глаголет Господь, – и аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег, убелю; аще же будут, яко червленое, яко волну, убелю. И аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте. Аще ли же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вас пояст. Уста бо Господня глаголаша сия.

05-240117

Великое Освящение воды

06-240117

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Тропарь, глас 1-й

07-240117

Проповедь отца Александра (Лушина) по окончании службы

Дорогие братья и сестры!

Этот день именуется Крещенским Сочельником или Навечерием Крещения Господня. Сочельником он называется потому, что в этот день положен строгий пост как в день, в который мы готовимся к встрече этого Праздника, и поэтому по традиции в этот день люди  варили сочиво (разваренную пшеницу с медом) и ели. А Навечерие, потому что это подготовительная к Празднику служба. В этот день совершается Великое освящение воды.

 Мы в этот день молимся и просим, чтобы Господь, как некогда сойдя на Иордан, приняв Крещение и освятив его воды, так же освятил в этот праздник воды, которые окружают нас, воды, которые мы используем.

 Вода, которая освящается в этот день и в сам день Крещения исполняется особыми благодатными свойствами. Мы используем ее для нужд души и тела. Для нужд души, когда мы употребляем ее натощак с утра вместе с просфорой. А для тела, можно этой водой помазываться, а так же люди могут при высокой температуре из этой воды делать на голову компресс (очень помогает). А для того, чтобы эта вода освящала все, что нас окружает, мы совершаем чин освящения. Можно освящать жилище людей, машины, место работы, какая-то аппаратуру, технику. Мы просим, чтобы Господь помог, и эта техника приносила пользу в жизни.

Дорогие, братья и сестры! Воду эту необходимо брать с благоговением, т.к. она может позеленеть, если люди без благоговения эту воду хватают, толкают друг друга, возмущаются. За все эти негативные, греховные эмоции Господь может попусть так, что она позеленеет, хотя у нее особые благодатные свойства. Она может годами стоять и быть совершенно свежей.

Сегодня мы с вами совершили чин освящения, его мы будем совершать и завтра. Ставится вопрос: какая же вода благодатней сегодняшняя или завтрашняя, Богоявленская или Крещенского Сочельника? Дело в том, что чин Освящения один и тот же, никакой разницы в святости воды нет. Вода благодатна по своим свойствам, она Крещенская, независимо от того, в Крещенский Сочельник она освящена или в сам день. Будем относится к этой воде с благоговением, беречь ее, стараться не осквернять ее своими греховными помыслами, движениями, действиями какими-либо. С благоговением ее хранить дома поближе к молитвенному уголочку, тогда действительно, употребляя эту святыню, мы поможем своему телу и душе достичь Небесного Царствия.

Храни всех Господь, братья и сестры. Я всех поздравляю с этим Праздником, потому что Сочельник тоже Праздник.

08-240117

После окончания службы люди подходят ко Кресту и батюшка окропляет их Святой водой

Всенощное бдение вечером 18 января

09-240117

Икона Праздника на центральном аналое

Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из Великого Повечерия с литией и Праздничной Утрени.

10-240117

Лития

Приидите, подражаим мудрыя девы, приидите, срящим явльшагося Владыку, яко прииде, яко Жених ко Иоанну. Иордан, видев Тя, убояся и пожда. Иоанн вопияше: не смею держати верха Безсмертнаго.  Дух низхождаше в виде голубине освятити воды, и глас с Небесе: Сей есть Сын мой, пришедый в мир спаси род человеческий. Господи, слава Тебе.

Из литийных стихир

11-240117

Каждение при освящении хлебов, пшеницы, вина и елея

12-240117

Таинство исповеди

13-240117

Полиелей

14-240117

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

15-240117

Матушка читает Праздничный канон

Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися, Христова Церковь: водою бо и Духом сынове тебе родишася, верою взывающе: несть свят, якоже Бог наш.

Из 3-ей песни канона

16-240117

Очищаемо солнце кто виде, – проповедник вопиет, – пресветлое естеством? Да Тебе водами сияние Славы, Отца образ Присносущнаго, омыю и, сено сый, Огню прикоснуся Твоего Божества? Ты бо еси Христос, Божия мудрость и сила.

Из 4-й песни канона

17-240117

Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

Ирмос 9-й песни канона

18-240117

Икона Богоявления на иконостасе Никольского храма

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.

Кондак Богоявления

19-240117

Великое освящение воды в самый день Богоявления

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости. Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Тропарь перед Освящением воды

20-240117

Воспоим вернии, еже о нас Божия благодеяния величество: о нашем бо прегрешении быв человек, нашим очищением очищается во Иордане, Един чистый и нетленный, освящаяй мене и воды, и главы змиев сокрушаяй в воде. Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающым невидимо подавается от Хриса Бога, и Спаса душ наших.

Стихира по освящении воды

21-240117

После окончания службы Матушка Варвара Лушина со чадами поет Рождественские колядки для сестер и прихожан