14 августа 2019 г. Изнесение Честных древ Животворящего Креста Господня


В первый день Успенского поста Церковью установлено праздновать Изнесение Честных древ Животворящего Креста Господня — торжество, внесенное в календарь в IX веке в Константинополе.

По причине эпидемий, часто одолевавших жителей столицы Византийской империи в августе, император Константин Багрянородный распорядился ввести благочестивый обычай: ежегодно часть Животворящего древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских правителей, износилась в храм святой Софии, где совершалось малое водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (ст. стиль), две недели святыня носилась духовенством по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». Затем Животворящее древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Освещение воды и меда

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКАХ

КАТАВАСИЯ КРЕСТА

С 1 августа началась уже катавасия Креста — Воздвиженская (на каноне): «Крест начертав Моисей» и так далее, и сразу подумалось: уже пред Преображением началось это напоминание Церкви о кресте. Чего бы, казалось, уж не подождать хотя бы недельки две?! Пусть бы прошел праздник славы Царства (*) торжественно, не опечаливаемый!
Однако тотчас же вспоминается, что и самое преображение Господь показал именно в связи со Своими страданиями — с грядущим крестом, дабы успокоить хотя бы избранных, когда они увидят Его на кресте и во гробе.
Господь в начале Своего благовестия очень мало говорил открыто о Кресте Своем Его последователям
Но вот наступило это время, и Господь, после исповедания Его Сыном Божиим (Мф. 16, 16), прямо сказал: Кому должно пострадать и быть у биту, а после воскреснуть. Петр, не понимая ни слов страданий, ни воскресения, остановился лишь на кресте и стал (по-человечески) упрашивать Его: да не будет сего с Тобою, Господи! Но услышал (а точнее: не к нему относилось это, а к сатане, стоявшему за ним): отойди от Меня, сатана! ты… мыслишь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 21 — 23).
И затем Господь даже усиливает свою мысль о страданиях тем, что указывает на подобную же необходимость креста и для последователей Его: кто хочет за Мной идти, пусть отречется от себя, и возьмет крест свой и идет за Мной… Душу свою нужно «погубить» ради Христа (Мф. 16, 24 — 26). Нужно и жизнь отдать, умереть!
Больные слова! Неприемлемы нашему сердцу! И сейчас. И Господь хочет облегчить принятие Его учением о необходимости креста. Как? — Ничтожностью всего мира пред одною душою (стих 26)! И обещанием награды во славе Царства Отца и ангелов, во второе пришествие (стих 27). Но все это, хотя и верно, но еще было не всецело убедительно, ибо первое для слабой души — неощутительно, а второе — отдаленно. А человеку, желающему взять крест на себя, так хочется убедиться: стоило ли? из-за чего?
И тогда Господь приводит третье опытное доказательство: «некоторые из вас УВИДЯТ» это обещаемое Царство, эту награду, по сравнению с ней весь мир — ничто; на днях увидят Царство Божие во всей силе, Сына Человеческого во всей славе…
И «по шести днях» Господь преобразился.
И тот же апостол Петр в восторге от этого, не зная, что бы и сказать, начал, как простое дитя, говорить о постройке трех шалашей — Господу, Моисею, Илии: добро есть нам зде быти… не ведый, еже глаголаше (Лк. 9, 33). О себе и других двух товарищах совсем забыл!
А Христос после преображения снова заговорил о кресте.
Это нужно было не только апостолам, но и всему миру явить через них: что же ожидает последователей Христа? Что им дано будет за крест?
— СЛАВА ЦАРСТВИЯ!
Ее они видели теперь своими очами. Есть из-за чего и жизнью жертвовать!
Такова связь Преображения и Креста. Поэтому очень разумно Церковь пред Преображением начинает крестную катавасию. И на самый праздник не оставляет ее.
И Моисей и Илия беседовали с Господом об «исходе Его», то есть о страданиях, а не о чем другом (Лк. 9, 31).
Но сердце наше, услышав ныне о кресте, немного загрустило (человек ведь!). Однако не мучительно, а сладостно-печально, умилительно. Духовною «свежестью» среди знойного августовского дня повеяло от этой мысли о кресте.
И слава Царствия тотчас же окрасилась в тон подвига, борьбы, креста; светлое переплелось с цветом мученической крови!

(*) — Праздник Преображения Господня

Митрополит Вениамин (Федченков)