14-15 апреля 2017г. Ночная служба Великой Субботы с чином Погребения Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Антоний Сурожский «Се Человек» (выдержки)
«Се Человек» гласит Пилат и выводит! О ужас! Измученную, окровавленную жертву с терновым венцом на главе, из-под шипов которого бегут окровавленные потоки. Багряница покрывает Его истерзанные плечи. (Тело после бичевания множеством ремней со свинцовыми кусочками на концах). Изнуренное, истомленное лице. Кажется, камни должны были тронуться таким зрелищем. «Се человек», — да познает каждый себя в этом образе. Приблизься ты, гордый, высокомерный, самонадеянный, взгляни на измученного за тебя Господа и убедись той истине, что каким бы блестящим покровом ты не прикрывал бы своего ничтожества, не уверял бы себя в превосходстве над другими – все это лишь суетное и вредное самообольщение. Подойди сюда и взгляни.
Здесь ты увидишь свою нравственную нищету во всей наготе ея, глядя на Господа, страждущего за грехи твоей гордости. Смотри, ведь не Он, многомилостивый и праведный, а ты заслужил все эти истязания и пытки.
«Се Человек!» Подойди же и ты, скорбная душа, глубоко сетующая о грехах своих, чистосердечно кающаяся пред Богом. Преклонись пред этим измученным образом Христа Твоего, примкни к Нему с верою и упованием, молись ему из глубины души и обильное утешение небесное прольется в твое разбитое сердце и уврачует его немощи. Взгляни же на твоего страждущего Господа. В узах Его ты увидишь свободу свою. В ранах и язвах – твое спасение… Капли крови Христа омоют душу твою от всякого зла и греха…
«Гроб Иисуса Христа – та бездна, в которую опущены и погребены грехи наши. Спаситель взял во гроб не только нашу ответственность за грех, но и нашу греховную жизнь, нашу гордость, нашу надменность. Мы должны положить во гробе Того, кто смирился ради нас и соделался самым презренным и ничтожным. В нашей власти предать Спасителю тело и душу свою, мы можем жить и служить Ему с тою любовию, с которой он служил и ради которой отдал жизнь свою; мы можем ту любовь, которую оказал нам Он, ради Него оказать братьям нашим. Вот драгоценные ароматы, которые мы можем приготовить нашему Спасителю, вот ценная. Приятная Ему жертва благодарения, которую мы можем принести Ему. «День тот была пятница, наступала суббота». Здесь всего лишь два слова, и звучат они по-видимому довольно просто, скромно, но сколько на самом деле величия в них. Здесь говорится о последней субботе «Ветхого завета». С рассветом дня Пасхи начиналась в победной славе и ослепительном блеске Воскресение «Нового завета». Священный субботний покой, благословенный мир Божий царствует вокруг гроба Спасителя в саду Господа. Стихли крики у шум у Голгофского креста. Чаша страданий испита Христом до дна. Как некогда Отец после дела творения, так «опочил» теперь Единородный Сын Его после дела искупления.
«И в субботу остались в покое, по заповеди». Молчит Отец Небесный, глядя на жертву, принесенную Его возлюбленным Сыном на Кресте и безмолвствуют ангелы, ожидая Его приказания. Еще немного, и Владыка жизни воскреснет из мертвых.
Утро дня «Пасхи» началось торжественным «Аллилуиа» Небесного воинста, и ангелы спешат на землю, чтоб отвалить камень от гроба и овзвестить скорбящим сердцам великую весть воскресения. «Он воскрес, Его нет здесь». «Вот место, где Он был положен». О, если бы мы могли в своем сердце всю жизнь носить тот субботний покой, который господствовал при гробе Христовом! Господь Бог говорит устами пророка: «Оставаясь на месте, в покое, Вы спаслись бы; в тишине упования крепость ваша». Будем же поэтому в покое тишины всякий делать то дело, которое Господь назначил нам, соответственно нашему положению и призванию, чтобы уподобиться нам мирным земли. Будем в покое нести определенный нам крест, никогда не противясь святой и милостивой для нас Воли Божией, но даже в минуты самых тяжелых страданий, самой сильной скорби, будет говорить с всецелой преданностью Богу: «И только в Боге успокаивается душа моя, от Него спасение мое».
Помоги нам всем достигнуть совершенной кротости «священного субботнего покоя». Ниспошли в наши безпокойные сердца мятежные тихий, кроткий дух смирения, любви, послушания и терпения. Помоги нам здесь, на земле, достигнуть все большей совершенной кротости. Кто вселит в наше сердце мир и покой, внутренний, блаженный и тихий субботний покой? Единственно и всецело – Господь Иисус Христос. Мы должны принять Его в свое сердце и положить, как Он был положен каменный гроб; мы должны тщательно хранить Его в сердце под печатью Святых Христовых Таинств Святаго Духа, подобно тому, как Он там охранялся стражею и был запечатан. «Мир Мой да будет с вами». Никакие силы, никакие злоумышления человека не в состоянии воспрепятствовать совершиться тому, что предопределено Господом. Утро воскресения. Срывает эту печать Ангел Господень, отваливает камень от двери гроба. Сын Божий восстает из мертвых и в победной славе выходит из каменной гробницы. Радостная весть быстро распространяется: «Христос воскресе!».
Далее выдержки из книги митрополита Вениамина Федченкова «Пасха»
На Бог Господь: тропарь, глас 2:
Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи.
Слава: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
И ныне: Мироносицам женам при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь.
Утреня, чтение шестопсалмия
«Скорбь пережита уже вчера, в пятницу… Больше сил нет… Осталась лишь тихая грусть… Но и под нею, втайне, зачалась уже жизнь: за погребением больше зрится уже восстание Его. Он – «во гробе плотски»; но «во аде с душею яко Бог; в раи же – с разбойником; и на престоле… со Отцем и Духом…» (часы Пасхи, тропарь). Он не может остаться во гробе… Смерть лишь путь к воскресению… Он – где-то жив… Он вот-вот уже воскреснет… И чувствует это душа, совершая неизбежный обряд…
И потому вдруг, тотчас после печального отпевания, неожиданно прорываются славные тропари о мироносицах: «Благословен еси, Господи… Ангельский собор удивися… Спас воскрес…» (тропари на утрене в Великую Субботу). Блеснул светлый луч… И скрылся.»
Чин погребения Плащаницы
Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши?
Крестный ход вокруг Обители
«Утреня подходит к концу, плащаницу после славословия обносят вокруг храма, при заунывном «похоронном» пении «Святый Боже». Но на сердце спокойно: воскреснет Господь.
«Крестный ход, естественно спешит: впереди ждет что-то другое…»
Удивительно трепетный Крестный ход
«Вошли в храм. Пропели в последний раз, совсем уже без скорби, «Благообразный Иосиф…» И тотчас удивительная паримия об оживающих костях (Иез. 37, 1-14). Как мало слушают ее! А ведь это не только пророчество о воскресении Его, но и о нашем! «Рече (Господь) ко мне: сыне человечь! Оживут ли кости сия?.. <…> И прорекох…» И вот они начали восставать из гробов… Живые кости сухие… Потом стали стягиваться жилами… Покрываются плотью… «Духа же не бяше в них. <…> И прорекох… и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело!»
Затаенно слушаем это пророчество. Видишь, как перед Страшным судом все восстаем!.. «Собор мног зело…» Сколько тысяч миллионов! А «Первенец из мертвых» – Он наш «Глава», воскреснет раньше всех… Теперь же…
«И какими ничтожными, детским представляются последние попытки диавола через фарисеев удержать Его во гробе: прикажи, – говорят Пилату, – охранять гроб до третьего дня… Усталый, ничему не веривший правитель, презиравший этих просителей, с нескрываемым раздражением отвечает: … имеете стражу: пойдите, охраняйте, как знаете! (Мф. 27, 64,65)
И они пошли, поставили у гроба стражу (кустодию – по-славянски) и приложили к камню печать. Так заканчивается короткое Евангелие перед плащаницей (Мф. 27, 62-66).
Казалось, все сделано. Спит Сион. Дремлет стража. Фарисеи торжествуют, но все еще в непонятной тревоге: а что, если воскреснет? Ученики разбежались. А Жизнодавец «спит» во гробе.
«Великий день покоя. Единственная во всей истории мира суббота… Как после сотворения мира «почил Бог», так и после воссоздания его через искупление почило Слово. И с Ним нужно успокоиться на этот день и всей твари.
«Да молчит всякая плоть человеча…» — поет Церковь (литургия в Великую Субботу).
«…Сия бо есть благословенная суббота! Сей есть упокоения день…» (стихиры на хвалитех в великую субботу).
И действительно, это единственная в году суббота. После мук пятницы в вашу душу входят – это ясно чувствуется! – необыкновенный мир и тишина… Точно после бури наступило полное затишье.
Однако главная причина этого таинственного мира – в том, что душа наша сопочивает вместе с Почившим от всех дел Своих Единородным Сыном Божиим.»
«И ад опять стонет о разрушении его «власти» Господом. А Церковь кончает, как и в первой стихире: слава кресту и воскресению!
«Днесь ад стеня вопиет!..» И опять стонет: «… пожерта моя бысть держава…» Церковь же снова поет славу кресту и воскресению.
Литургия Великой Субботы. Великий Вход.
«Слава страданиям; слава и победе!»
«Смертию смертное … прелагаеши (изменяеши)», и «тленное… нетленно твориши», и «приятие (то есть плоть приятную)» «боголепно безсмертно творя»; «душа Твоя во аде страннолепо» «ниже (не)» «оставлена бысть» (песнь 5-я, тропарь 2-й)
«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим: Ты бо… смерти ключи развергл еси, и проповедал еси от века тамо спящим (почившим), избавление неложное», Сам и «быв Спасе, мертвым первенец» по воскресению (песнь 6-я, тропарь 3-й)
«Ад низу (внизу) стенет…» (икос по 6-й песни). «Уязвися ад… и воздыхает огнем Божественным иждиваемь… (уничтожаемый)» (песнь 7-я, тропарь 1-й)
«Едино» «Божество», «бяше неразлучное, еже (которое) во аде, и во гробе, и во Едеме (в раю)» «со Отцем, и Духом» (песнь 7-я, тропарь 4-й)
«… Иже (Тот, Кто) в вышних (на небе) живый, сниде (сошел) даже до адовых сокровищ» (песнь 8-я, тропарь 1-й).»
«Все – о всемогущей силе Божией, которою воскреснет Христос».
Протоиерей Андрей Лемешонок
Путь к воскресению. Пост и Пасха.
Великая Суббота
Одна бессонная ночь
Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
Тропарь воскресный, глас 2-й
С праздником, дорогие братья и сестры, все, кто пришел в эту ночь увидеть победу Божию. Конечно же, отними у нас все это, что мы будем с вами делать? Отними у нас Святую Церковь и ее жизнь – чем сможет человек заполнить пустоту в своей душе? Какой земной снедью, какими земными яствами, развлечениями, удовольствиями, утешениями? А в храме, действительно, есть настоящая жизнь. Какие бы мы ни были сухие, хромые, дурные, грешные, мы все-таки понимаем, что без Бога нам жить нельзя. И это самое главное в жизни. Мы видим вокруг: люди к чему-то стремятся, куда-то бегут у них горят глаза… Но мы понимаем, что все это нам не нужно.
ЧЕЛОВЕКА НЕ ОСТАНОВИШЬ: ОН ДОЛЖЕН УПАСТЬ, ОН ДОЛЖЕН МНОГО ПОСТАДАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОН ОСТАНОВИТСЯ И СКАЖЕТ, ЧТО НАДО ЖИТЬ ПО-ДРУГОМУ.
Сейчас мне немного обидно: в следующую ночь в храм будет не зайти из-за огромного количества людей, а Пасха-то как раз в этот момент начинается… Понятно, люди не могут две ночи подряд не спать – это уже слишком… Поэтому, дорогие мои, благодарите Бога, что во укрепляющем Иисусе (ср.: Флп. 4:13) вы все-таки эту ночь выдержали. И сегодня мы готовимся к следующей ночи, где уже будет совсем другая тональность, другое пение и настой.
Мы благодарим Бога за Его безграничную и бесконечную, непостижимую любовь к нам недостойным. Будем помнить, что сегодняшняя и завтрашняя ночь –это главное. Мы имеем возможность победить этот мир, и хоть на одну минуту почувствовать ту радость, которой он не знает. Эта радость должна сохраняться в течение всего календарного года. Преподобный Серафим Саровский, встречая людей, в любое время года говорил: «Радость моя, Христос воскресе!»
Сегодня мы еще готовимся к Воскресению, мы придем домой, будем яички красить, куличи печь, еще что-то делать, но мы понимаем: все уже совершилось. Тот, кто здесь был, Воскресение уже пережил.
14 апреля 2012 года.