07 января 2023 г. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ.

ИЗ ПРОПОВЕДИ О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

Одна из древних греческих икон представляет нам ясли вифлеемские не в виде трогательных яслей, а в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит ребенок, предназначенный к смерти; но не к случайной, бессмысленной, бесцельной смерти, а к смерти жертвы, которая осмысленно, свободно приносится Богу во очищение грехов, ради победы над самой смертью, для соединения неба и земли, для соединения отпавшей твари и живого, любящего Бога.

Сегодня вечный Бог рождается во время, Бесплотный облекается плотью, Тот, Кто за пределами смерти входит в область смерти: сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам жертвенная крестная божественная Любовь. Сегодня ясли вифлеемские предзнаменуют нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый со креста после мучительной смерти… И весь путь жизни Господней не является ничем иным, как исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих.

Но за друзей ли одних? Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребенка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди зверей; и так в течение всей жизни Христовой: когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе. Путь, начатый Господом «ради друзей своих», есть путь любви » но кто такое эти друзья? Враги » это не те, кто из нас ненавидит, это те, которых мы, по безумию, по слепоте сердца и отуманенности ума, называем врагами; Христос врагов не знал. Все люди, которых державное, творческое слово Божие призвало к бытию, были Его братья и сестры, были возлюбленные Божий дети, которые потеряли свой путь и которых Он пришел взыскать.

Он Сам дал нам образ, когда сказал, что добрый пастырь оставляет 99 овец, чтобы идти на розыски одной заблудившейся, потерянной овцы. Так и по отношению к нам: тех людей, которые называют себя врагами Христа, Христос признает за Своих братьев и сестер, за детей живого Бога, Чьим Сыном Он является. Он врагов не знает, для Него нет врагов; и поэтому за всех и ради всех Он становится человеком, за всех и ради всех Он живет изо дня в день, отдавая все силы тела и души; и, наконец, з а всех и ради всех после Страстной седмицы, после страшной Гефсиманской ночи, после издевательств, поругании, после того, как Он был предан близким учеником, оставлен другими, Христос умирает на кресте з а всех и ради всех… И если мы » Христовы, то мы должны научиться в эту сегодняшнюю торжественную ночь этому Христову пути; сегодня можем мы покаянием, т.е. переменой мысли и сердца, войти в путь Христов, можем новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божий заблудшие, к которым нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков.

Вот, о чем говорят нам жизнь, смерть Христовы, вот о чем нам говорит сегодня Рождество, т. е. рождение живого Бога человеческой плотью. Оно такое таинственное; казалось бы, мы видим своего Бога, мы можем держать Его благоговейно и трепетно в своих объятиях; но в этом Воплощении нам открывается Бог более таинственный, чем Бог небесный, непостижимый человеческому уму, а только чаемый человеческим сердцем, потому что в этом Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога; прикасаясь ребенку, рожденному в Вифлееме, мы с ужасом познаем, что Он » живой Бог, ставший живым человеком нас ради; мера любви Божией к каждому из нас, к последнему грешнику и к самому святому праведнику » это жизнь и смерть Сына Божия, ставшего сыном человеческим…

Разве мы не обернемся к каждому, кто вокруг нас, с подобной любовью, разве мы можем перед лицом Воплощения Христова иначе отнестись к людям, чем Сам Бог, ставший человеком? Заповедь новую Он нам дает, новую тем, что не только Он нас призывает любить, но призывает любить и друзей и врагов, призывает любить всех, и такой мерой любви, которая называется «положить жизнь свою за друзей своих»; признать друзьями тех, кто тебя другом не признает, жить для них изо дня в день, а если нужно » ради них умереть, с последней молитвой на устах: Господи, прости им: они не знают, что творят!

Аминь.