04 декабря 2022 г. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Митрополит Антоний Сурожский
Проповедь на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм – это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где кроме Бога и Его путей нет ничего; Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением – если только сердце человека чутко и чисто – одной любви и заботы.
И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что таинственно и непостижимо родится от Неё Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его… За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нём – ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.
Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия: и нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить своё сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему – и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, – пройдём же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь».
4 декабря 1917 года, состоялась интронизация святого патриарха Тихона –
первого Предстоятеля Русской Церкви после восстановления Патриаршества в России.
Избрание святителя Тихона произошло в ноябре 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве.
4 декабря 1917г., в праздник Введения во храм Богородицы, в Успенском соборе Кремля состоялась интронизация Патриарха Тихона, показавшего своим жизненным путём пример истинного бескомпромиссного следования за Христом и прославленного Русской Церквью, во Отечестве и в рассеянии сущей, в лике святых…
На следующий день, 5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялись выборы патриарха посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским, из трёх кандидатов, которых путем голосования определил Собор (митрополиты Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и Московский Тихон (Белавин)). Новым руководителем церкви стал председатель Собора митрополит Московский Тихон. 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его интронизация.
Восстановление патриаршества произошло в момент, когда власть в стране оказалась в руках политической партии, негативно настроенной по отношению к религиозным институтам. Со своей стороны, церковь высказывала неприятие свершившегося в стране насильственного изменения политического строя. Поэтому с самого начала отношения новой государственной власти и предстоятеля Русской православной церкви приобрели характер острого конфликта.
19 января (1 февраля) 1918 г. патриарх обратился с посланием к пастве, в котором объявил анафему безбожной власти. Это означало, что православное население страны не могло признавать советскую власть легитимной.
Уже на следующий день был утверждён Советом народных комиссаров, а 23 января (5 февраля) опубликован Декрет «Об отделении церкви от государства, а школы от церкви», лишивший церковь всего её имущества и ограничивший её влияние на все сферы общественной жизни.
По мере развития Гражданской войны конфликт между церковью и Советами развивался по нарастающей. Несколько раз патриарха помещали под домашний арест, а в мае 1922 г. было заведено дело о привлечении его к судебной ответственности. После того, как патриарх Тихон согласился написать Послание, в котором «осуждал всякое посягательство на советскую власть и отмежевывался от всякой контрреволюции», Верховный суд РСФСР 21 марта 1924 г. закрыл дело. Однако власти подчеркивали, что это только амнистия, и на самом деле Тихон считается преступником по отношению к Советской власти.
4 декабря 1917г., в праздник Введения во храм Богородицы, в Успенском соборе Кремля состоялась интронизация Патриарха Тихона, показавшего своим жизненным путём пример истинного бескомпромиссного следования за Христом и прославленного Русской Церквью, во Отечестве и в рассеянии сущей, в лике святых…
4 (17) ноября 1917 г., в разгар революции, Поместный собор Российской православной церкви принял постановление о восстановлении патриаршества, отменённого в 1721 г. в связи с переходом на синодальную систему управления Русской православной церковью.
На следующий день, 5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялись выборы патриарха посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским, из трёх кандидатов, которых путем голосования определил Собор (митрополиты Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и Московский Тихон (Белавин)). Новым руководителем церкви стал председатель Собора митрополит Московский Тихон. 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его интронизация.
Восстановление патриаршества произошло в момент, когда власть в стране оказалась в руках политической партии, негативно настроенной по отношению к религиозным институтам. Со своей стороны, церковь высказывала неприятие свершившегося в стране насильственного изменения политического строя. Поэтому с самого начала отношения новой государственной власти и предстоятеля Русской православной церкви приобрели характер острого конфликта.
19 января (1 февраля) 1918 г. патриарх обратился с посланием к пастве, в котором объявил анафему безбожной власти. Это означало, что православное население страны не могло признавать советскую власть легитимной.
Уже на следующий день был утверждён Советом народных комиссаров, а 23 января (5 февраля) опубликован Декрет «Об отделении церкви от государства, а школы от церкви», лишивший церковь всего её имущества и ограничивший её влияние на все сферы общественной жизни.
По мере развития Гражданской войны конфликт между церковью и Советами развивался по нарастающей. Несколько раз патриарха помещали под домашний арест, а в мае 1922 г. было заведено дело о привлечении его к судебной ответственности. После того, как патриарх Тихон согласился написать Послание, в котором «осуждал всякое посягательство на советскую власть и отмежевывался от всякой контрреволюции», Верховный суд РСФСР 21 марта 1924 г. закрыл дело. Однако власти подчеркивали, что это только амнистия, и на самом деле Тихон считается преступником по отношению к Советской власти.
7 апреля 1925 г., в праздник Благовещения, патриарх Московский и всея Руси Тихон скончался в возрасте 60 лет. Следующего патриарха церкви было разрешено избрать лишь во время Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 г.
9 октября 1989 г. Тихон (Белавин) был канонизирован на Архиерейском соборе Русской православной церкви. Мощи святителя покоятся в большом соборе Донского монастыря..