16.04.2018 г. Пасха. Литературная страничка.

16.04.2018 г. Пасха. Литературная страничка.


Пасха Святая.  Пасхальная благодать в ГУЛАГе

Алексей Алексеевич Кибардин родился 30 сентября 1882 года в селе Всехсвятское Слободского уезда Вятской губернии * В первом и втором изданиях были опубликованы ошибочные сведения, касающиеся биографии о.Алексия Кибардина. После выхода в свет книги В.П.Филимонова (Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999), где, в частности, опубликован послужной список о.Алексия, представляется возможность исправить эти погрешности. в семье священника. В 1903 году закончил Вятскую духовную семинарию и был посвящен во иерея епископом Вятским и Слободским Никоном (Софийским). С 1903 по 1908 годы служил священником на приходах города Котельнича Вятской губернии, а также преподавал Закон Божий в женской гимназии и в четырехклассном училище города. С 1908 по 1912 годы учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую закончил со степенью кандидата богословия, после чего несколько месяцев служил священником в церкви святой Марии Магдалины общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя. С 21 июня 1913 года назначен священником Феодоровского Государева собора, где прослужил до 1930 года.

В 1909 году император Николай II лично определил место будущего собора в полуверсте от Александровского дворца, где проживала Царская Семья, а в 1912 году собор был закончен и освящен. Верхняя церковь была освящена в честь Феодоровской иконы Божией Матери – наследственного благословения рода Романовых, а нижняя – во имя преподобного Серафима Саровского. Этот собор являлся приходским для Царской Семьи, а также для чинов Сводного пехотного полка и Собственного Его Величества Конвоя, охранявших Царскую Семью.

В здании Феодоровского городка, воздвигнутого вокруг собора, разместился после начала войны 1913 года Лазарет Их Императорских Высочеств Великих Княжен Марии и Анастасии. Царевны ухаживали за солдатами, делали перевязки, помогали при операциях как медицинские сестры. Священники Собора постоянно находились в Лазарете – исповедовали и причащали раненых, служили молебны о здравии больных, о победе русского оружия, а также панихиды по усопшим.

С 1914 года и до февральской революции 1917 года отец Алексий вместе с другими священниками Собора совершал пастырское служение и в Лазарете. За эти годы Государыня Императрица и Великие Княжны хорошо узнали отца Алексия. И не случайно в опубликованных письмах из заточения в Тобольске Государыни Императрицы дважды встречается просьба передать привет отцу Алексию Кибардину (в 1918 году).

В 1922 году отец Алексий был возведен в сан протоиерея, а с 1924 года стал настоятелем Феодоровского собора. 15 декабря 1930 года он был арестован и приговорен к пяти годам заключения в лагере строгого режима. По окончании срока остался в ссылке на Севере и работал бухгалтером до 1941 года.

После начала Великой Отечественной войны отец Алексий перебрался в Ленинградскую область и с 25 марта 1942 года служил священником на погосте Козья Гора Осьминского района. 3 августа 1945 года был переведен митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) настоятелем Казанского храма в поселке Вырица.

17 апреля 1950 года отца Алексия снова арестовали и осудили на 25 лет. Срок заключения он отбывал в Озерлаге – лагере строгого режима. 22 мая 1955 года в праздник святителя Николая освобожден со снятием судимости. 5 августа 1955 года отец Алексий возвратился в Вырицу, куда его назначили вторым священником Казанского храма. 7 августа 1957 года он вышел за штат. Скончался отец Алексий 5 апреля 1964 года в 8 часов утра в Вырице.

После кончины отца Алексия в Журнале Московской Патриархии за 1964 год был опубликован некролог в разделе «Вечная память почившим»: «Митрофорный протоиерей Алексий Алексеевич Кибардин скончался 5 апреля 1964 года в поселке Вырица Ленинградской области, на 83-м году жизни, прослужив в священном сане около шестидесяти лет. Последние годы отец Алексий находился за штатом». Такова краткая канва жизни отца Алексия Кибардина. Теперь перейдем к воспоминаниям протоиерея Василия Швеца, который постоянно общался с отцом Алексием с 1955 года до самой его кончины.

«Отец Алексий Кибардин был одним из самых близких духовных чад старца Серафима. Пожалуй, никто не смог бы рассказать столько о старце, как отец Алексий, бывший свидетелем многих чудес и благодатной помощи, совершенных по молитвам батюшки Серафима.

С отцом Алексием мы были очень близки. На протяжении десяти лет я помогал ему как врач, особенно когда он был частично парализован. Жил я тогда в Вырице. Мы часто допоздна беседовали с отцом Алексием, гуляли вместе по вырицким проспектам и линиям. Он собирал сведения о старце Серафиме, записал множество случаев чудесной помощи батюшки, но при аресте все собранное изъяли. Отец Алексий рассказывал по памяти некоторые случаи, сообщал подробности о своем личном общении со старцем. Часть рассказов отца Алексия, сохранившихся в моей памяти, вошла в эту книгу.

Не раз обращался отец Алексий к воспоминаниям о своем общении с Государем, очень тепло и с благоговением говорил о Царской Семье. Когда отец Алексий начал свое служение в Феодоровском Государевом соборе, его предупредили, что Император обычно не целует руку молодым священникам после елеопомазания. Однако, как рассказал отец Алексий, на первом же богослужении, когда он помазывал елеем молящихся в соборе, Государь поцеловал его руку. Во время служения в соборе он исповедовал Императора и других членов Царской Семьи, читал молитвы и благословлял трапезы с Их участием.

Отец Алексий говорил, что впервые встретился с отцом Серафимом, когда тот еще был духовником в Лавре. После убийства Царской Семьи отец Алексий опасался, что его могут арестовать как человека близкого к Государю и Его Семье. Поэтому он спросил у старца, можно ли ему уехать за границу. Батюшка не благословил уезжать, сказав, что он будет нужен в России.

В 1945 году отец Алексий прибыл служить настоятелем в вырицкий Казанский храм. Сразу по Приезде он зашел к старцу Серафиму. Тот встретил его словами:

— Будешь моим духовником.

И сразу ответил на мысленное возражение отца Алексия:

— Какой гордец, Императора исповедовал, а убогого Серафима не хочешь. Ничего, еще архиереем будешь.

— Как, батюшка, у меня же семья?

Но батюшка не ответил ему в тот раз.

03-27042018

Протоиерей Алексий Кибардин с супругой Фаиной Сергеевной и духовными дочерьми. Вырица 1946г.

Отец Алексий часто приходил к старцу, исповедовал его и причащал. Однажды во время беседы (было это в 1949 году) батюшка неожиданно сказал:

— Божия Матерь явилась и сказала, чтобы ты меня две недели до самой кончины причащал ежедневно.

Перед самой кончиной своей батюшка сказал отцу Алексию:

— Я назвал тебя архиереем и смутил тебя. Похоронишь меня, а после Пасхальной недели и не захочешь, а тебя возьмут и дадут двадцать пять лет – это архиерейская почесть. Далеко будешь служить, и тебя будут слушаться как архиерея. А потом встретимся – будешь ходить ко мне на могилку и на могилку жены своей, они будут рядом. Я умру, а ты после меня еще пятнадцать лет проживешь.

Отец Алексий до самой кончины старца причащал его ежедневно, а после кончины – хоронил батюшку. Как и предсказал старец, в 1950 году отца Алексия арестовали и осудили на двадцать пять лет.

Отец Алексий отбывал новый срок в Забайкалье. Он говорил, что благодарен Господу за эту ссылку – скольким людям Господь посылал через него помощь и как нужны в заключении верующие люди, — для спасения душ многих.

04-27042018

Наступил 1953 год – год смерти Сталина. Все ждали перемен, ожидали амнистии, зная, что начался пересмотр дел, но свобода никак не приходила. В 1955 году заключенным дали послабление: разрешили свободно перемещаться по лагерю, верующим уже не запрещали открыто молиться. Кому-то из заключенных священников передали с воли антиминс, так что на праздники даже служили литургии.

И вот приблизился праздник Пасхи 1955 года. Отец Алексий благословил приготовить все необходимое к торжественному служению, весь лагерь пришел в движение, шили ризы, вытачивали из дерева сосуды для богослужения. Накануне Пасхи начальник лагеря вызвал отца Алексия и спросил, почему заключенные возбуждены? Отец Алексий успокоил его, сказав, что никаких возмущений не будет и быть не может – сегодня наступает великий праздник Пасхи.

Перед началом пасхальной службы все чудесно изменилось – появились священники в белых ризах, сшитых из простыней и покрывал. В половине двенадцатого ночи запели ирмос канона «Волною морскою». Тогда явилось знамение – прошла огромная волна, ударила с шумом о берег, так что брызги воды окропили людей, собравшихся под открытым небом встречать Пасху. Зажглись сотни лучин – все пространство озарилось огнями. Ровно в 12 часов ночи священники запели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», — множество голосов подхватило пасхальное песнопение. Оно разносилось над лесом, поднимать к небу. Многие молились со слезами.

Отец Алексий первым воскликнул:

— Христос Воскресе!

— Воистину Воскресе! – ответил хор голосов.

Эхо ответа понеслось в тайгу, и все леса, облака, воды, вся природа откликнулись на этот призыв. В это время в воздух поднялось множество птиц. Они летали над лагерем, ликовали, радовались вместе с людьми. Началась литургия – были приготовлены деревянные чаши и все, кто пожелал, причащались. Верующие христосовались друг с другом. Отец Алексий прочел вслух огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, после чего все прикладывались ко кресту.

Такое чудо сотворил Господь – не было, наверное, такой Пасхи нигде на Земле. После службы начали разговляться – были даже яйца, куличи и пасхи. Один из заключенных, бывший до революции корреспондентом, побивавший во многих странах, сказал отцу Алексию:

— Я был на праздновании Пасхи в Иерусалиме, в Константинополе, в других благословенных местах, но такой благодати, как сегодня, не ощутил нигде и никогда.

Но вернусь к последним дням пребывания отца Алексия в лагере. Близились дни освобождения, все томились в ожидании, и вот однажды отец Алексий сказал в проповеди:

— Мы знаем с вами, что святитель Николай – великий заступник, скорый помощник и чудотворец, он помогает даже иноверцам. Давайте помолимся святителю Николаю о нашем освобождении и попостимся три дня перед его праздником.

Несколько десятков верующих согласились три дня не вкушать пищи, но выдержали пост только двадцать шесть человек (вместе с отцом Алексием, который причастил всех постившихся). И в день памяти святителя Николая 22 мая (по гражданскому календарю) 1955 года пришло известие об освобождении этих двадцати шести человек. Как сокрушались тогда не выдержавшие поста!

01-27042018

Протоиерей Алексий Кибардин

(духовник Царской Семьи)

Когда все необходимые документы были оформлены, начальник лагеря сказал наедине отцу Алексию:

— Я никогда не встречал такого человека, как вы, день празднования Пасхи до глубины души поразил меня. Я прошу вас молиться за меня; может быть, Господь и меня помилует и обратит к Себе.

Он вручил отцу Алексию железнодорожный билет до Москвы (билет был оплачен до Ленинграда, но прямого поезда не было, нужно было делать пересадку в Москве).

Ехал с радостью и надеждой. Все мысли были о встрече с родными. В Ленинграде жил сын, профессор медицины, невестка (она в юности собиралась в монастырь, но отец Алексий как-то спросил, не согласится ли она выйти замуж за его сына – и она согласилась), внук Алеша – дорогие и любящие люди. Отец Алексий вспоминал, что не только расслабился по дороге, но и совершил большой грех – не поблагодарил Бога, думал только о встрече с родными, о покое на старости лет. Он говорил позже:

— Когда тревога, то мы до Бога. Получать хорошо, а поблагодарить Бога – не хватает времени и сил.

В Москве, выйдя из вагона, упал прямо на Ярославском вокзале и встать не мог – его парализовало, отнялась левая сторона, и сказать ничего не мог. Хорошо, что рядом оказался священник из Калинина, с которым он ехал в одном вагоне. Кое-как нацарапал записку, чтобы не отправляли в больницу, а как-нибудь посадили в поезд на Ленинград – билет есть, и там встречают. Ему помогли, положили на полку в вагоне. Родные ждали его на вокзале, привезли домой – тут уже все стали молиться и взывать о помощи. Отец Алексий просил прощения у Господа и Матери Божией, у Ангела-хранителя и святителя Николая.

Болезнь отца Алексия помогла ему снова оказаться в Вырице. Обычно тем, кто возвращался из лагерей, запрещали поселяться вблизи больших городов, но из-за необходимости ухода за ним отец Алексий получил разрешение на жительство в Вырице. Однако дом, в котором он жил до ареста, занимал священник Казанского храма с семьей.

Я помог отцу Алексию с устройством, нашел для него комнату у верующей женщины на Полтавской улице. Последствия парализации еще сказывались, и отцу Алексию было очень трудно ходить. Я постоянно провожал его до храма и обратно и не раз напоминал настоятелю Казанского храма, что до ареста отец Алексий жил в церковном доме и что ему нужно выделить хотя бы маленькую комнатку – он имеет на это право. Но настоятель и его семья никак не хотели поделиться жильем. Тогда я довольно резко сказал настоятелю, что, если они не дадут старому и больному священнику комнату, я буду жаловаться митрополиту и даже Патриарху, хорошо знавшему отца Алексия. После этого комнатку в доме при церкви ему выделили, и батюшка был счастлив, что наконец-то мог находиться рядом с любимым местом, где упокоены его супруга и горячо любимый отец Серафим…

Как и предсказывал старец Серафим, отец Алексий ходил на могилку к старцу и на могилку своей супруги – они погребены рядом, у Казанского храма. Очень любил он детей, целыми днями занимался с ними, обучал Закону Божию, угощал их сладостями. Он собирал сведения о жизни старца, записывал случаи его благодатной помощи людям.

Молитвенная связь отца Алексия с батюшкой Серафимом не прерывалась и после кончины старца. Поэтому часто оказывался отец Алексий у могилы старца в тот момент, когда нужно было помочь кому-то из пришедших. В последние годы жизни отец Алексий находился за штатом, продолжая жить в Вырице. Знавшие батюшку в те годы говорят, что молитва его была непрестанной. К концу жизни отец Алексий стал прозорливцем, и я был свидетелем этого дара, которым Господь наделил Своего избранника.

Старец Серафим предсказал, что отец Алексий переживет его на пятнадцать лет – и он закончил свою жизнь точно в указанный срок. За три дня до кончины (а это был как раз день смерти батюшки Серафима) старец явился отцу Алексию и возвестил о предстоящем уходе. Отец Алексий велел приготовить все для своего погребения, исповедался, причастился и отошел ко Господу 5 апреля 1964 года смертью праведника. Отпевали его тринадцать священников. Протоиерей Алексий Кибардин погребен на вырицком кладбище. Вечная ему память.

К сожалению, не была исполнена просьба отца Алексия быть погребенным рядом со старцем Серафимом и супругой своей – Фаиной Сергеевной Кибардиной. Но мы верим, что это разделение временно. Ведь и сам старец Серафим говорил отцу Алексию, что они должны покоиться рядом. Конечно, смерть праведников соединяет любящих в вечности:

02-27042018

Поселок Вырица. Некрополь у храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Могила Фаины Сергеевны Кибардиной. Фото 1990-х годов.

«Крепка как смерть любовь» (Песн. Песн., 8, 6), и все же было бы справедливым перенести останки отца Алексия Кибардина туда, где обрели вечный покой самые близкие и любимые им люди».

06-27042018

Спит Сион

Спит Сион, и дремлет злоба,

Спит в гробе Царь Царей.

За печатью — камень гроба,

Всюду стража у дверей.

Ночь немая сад объемлет,

Стража грозная стоит.

Чуткий слух ее не дремлет,

Зорко вдаль она глядит.

Ночь прошла. На гроб Мессии

С ароматами в руках

Шли печальные Марии,

Беспокойство в их чертах.

И тревога их печалит:

Кто могучею рукой

Тяжкий камень им отвалит

От пещеры гробовой.

И глядят, дивятся обе:

Камень сдвинут, гроб открыт

И, как мертвая, при гробе

Стража грозная лежит.

А во гробе, полном света,

Кто-то чудный, не земной

В ризы белые одетый

Сел на камень гробовой.

Ярче молнии блестанье

Блеск небесного лица.

В страхе вестницы взирают,

И трепещут их сердца.

Что вы, робкие, в смятеньи, —

Им сказал пришлец святой.

С вестью мира и спасенья

Возвратитеся домой.

Я ниспослан небесами

Весть чудесную принес:

Нет Живого с мертвецами,

Гроб уж пуст, Воскрес Христос!

И спешат оттуда жены,

И с восторгом их уста

Проповедают Сиону Воскресение Христа.