17 марта 2019 г. Торжество Православия.

17 марта 2019 г. Торжество Православия.


Митрополит Антоний Сурожский
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
2 марта 1969 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; о каком торжестве идет сейчас речь? Когда мы озираемся вокруг, когда мы смотрим в глубины родного нам, дорогого Православия, сколь­ко мы видим побежденности, удручения, — как мало, казалось бы, есть о чем торжествовать. Но мы не торжествуем только, или, вернее, мы вовсе не торжествуем о видимой славе Православия. Торжество Православия мы видим в двух вещах: во-первых, в том, что люди православные по лицу земли или собранные в плотные народные общины, несмотря на гонения, несмотря на громадные трудности сохранили в чистоте свою веру, сохранили благого­вейно свое богослужение, сохранили путь духовный, который нам завещан Христом в Евангелии и Отцами Церкви в течение всех веков нашей церковной жизни. Мы можем ликовать об этом; мы можем благоговеть перед теми людьми, которые устояли в те­чение всех тысячелетий в вере чистого исповедания, в духовности подлинно евангельской, и сохранили нам наше драгоценное, глубокое, поучительное богослужение. Но мы знаем, что как бы ни хотел человек быть верным, сколько бы ни напрягал он своих сил, он бывает легко побеждаем, если не Сам Господь даст ему силу, если не благодать Божия будет сражаться за него. И, в конеч­ном итоге, торжество Православия, о котором ликует наше серд­це, потому что оно и в дальнейшем исполняет нас надежды, это победа Божия в немощи человеческой, над нами и в нас, среди нас, в течение тысячелетий уже прошедших.

Торжество Православия — это день, когда мы ликуем о том, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти. Бог остался непобедим в Церкви Христовой, Бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях — в этом великая наша радость.

Но Торжество Православия было учреждено по более част­ному случаю; после Седьмого Вселенского собора, когда окон­чательно была одержана победа Православием над иконоборчест­вом, было установлено это празднество. О чем оно говорит? Церковь Христова отстояла право, отстояла и долг наш покло­няться иконам Христа, Божией Матери и святых. Она этим отсто­яла и истину Боговоплощения, и истину о том, что Бог Себя яв­ляет, Себя открывает образно, может быть, несовершенно, но открывается нам в тех образах, которые мы о Нем составляем. Эти образы не являются только иконами; они являются словесны­ми иконами, как говорит о них св. Андрей Критский, в догматах Церкви, в учении Отцов, в наставлении, которое мы получаем. И, в конечном итоге, опять-таки образно, открывается нам Бог в людях; потому что каждый из нас носит в себе образ живого Бога. О Христе литургия Василия Великого говорит, что Он — печать равно-образная, открывающая нам в Себе Отца. Он — об­раз совершенный, Он есть истина, Он есть совершенный Бог, как Он есть и совершенный человек. Но и в нас пребывает сия­ние и печать этого образа. И ликуя сегодня о торжестве Пра­вославия, мы радуемся о том, что Бог нам открылся плотью во Христе воплощением Сына Божия. Ликуем о том, что наш тварный мир таков, что полнота Божества может обитать среди нас телес­но, что через это Бог может стать выразимым образно, и что вглядываясь в иконы и раньше всего в живые иконы, которыми являются люди, если мы только умеем отстранить немощь человеческую, затемняющую наше зрение, зрячими глазами, как бы прозрачно, видеть через человеческую немощь пребывающий Божий образ, мы можем поклоняться живому Богу среди людей, в людях. Не напрасно Отцы Церкви говорили: «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего…» Поэтому будем хранить бла­гоговейное отношение друг к другу, потому что мы — явление, образ, икона; будем благоговейно хранить нашу веру и догмат о почитании святых икон, который выражает собой безусловную веру о том, что Бог стал человеком. И будем ликовать о том, что из поколения в поколение Бог побеждает в нашей немощи, побеждает и покоряет Себе нас, и будем отдаваться Господу, чтобы эта победа была совершенна, чтобы Он победил до конца — не только в прошлые века, но ныне, в нас, что­бы сияние Его славы было явлено миру, который лежит в скорби и в искании.

Аминь.