Арзамасский Николаевский женский монастырь

↑ Grab this Headline Animator

Святитель Николай Чудотворец


_DSC9278

Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых в христианском мире святых – родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древ­ней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью. Спустя семь столетий после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь местом всеобщего поклонениях христиан со всего света. «Правилом веры и образом кротости» именует его Православная Церковь. Чудотворцем и Николой-Угодником называет его наш народ. Память святителя празднуется два раза в году: 22 мая и 19 декабря.

Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает Мирликийского Чудотворца русским святым. Николай-Угодник является на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола – тот же Бог», – часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю – покровителю флота и русских мор­ских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга – Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II. О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетель­ствуют носившиеся на груди и найден­ные на полях сражений медные образки с изображением Николы-Угодника.

Среди разнообразных иконописных ликов, образ Божьего Угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру. Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами.   Когда иностранцы спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, тот ответил, что тут в крепостной церкви находится “деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье и для жертвований; да сам великий князь, каждый год жалует туда вклад святому”. Предание о происхождении образа «Николы Можайского» говорит, что после горячей молитвы жителей осажденного Можайска в соборе Святителя Николая последовало чудесное видение Святителя над храмом с мечом в одной руке и храмом (или городом) в другой, в знамение того, что он защитит свой город и свой храм. Враг в ужасе бежал. Благодарные жители устроили образ Святителя в том виде, как он им явился. Этот образ – одна из древнейших святынь земли русской. Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоценными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану­не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо – Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.

Около 1580 года в Арзамасе, Патриаршей области, был построен храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, в котором прославилась чудотворениями святая икона. Вскоре, здесь был устроен девичий Николаевский монастырь и его основание неразрывно связано с иереем Феофилактом Яковлевым, который по своему усердию, на собственный счет поставил деревянную церковь Святителя Николая Чудотворца. Так как, в те времена священники избирались прихожанами, а не назначались епархиальным начальством, то по выбору прихожан во священники был посвящен сам храмоздатель.

Вскоре, игумен Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергий принес в дар этому храму резной образ Святителя Николая, именуемый Можайским, а затем наставил Феофилакта устроить при этом храме девичий монастырь, которого в Арзамасе еще не было. Это был не единственный на Руси пример, когда игумен мужского монастыря заботился об основании женского. Почти во всех новоустроенных городах того времени, было обыкновенным, что через несколько лет по возникновения мужского монастыря выстраивался и женский, где основные труды по устройству обители ложились на плечи монахов.

Икона св. Чудотворца Николая, пожертвованная игуменом Сергием, прославилась в начале 17 столетия многими чудесными исцелениями, от которых сам монастырь получил тогда наименование Николая Чудотворца Новые Прощи (от слова проща, прощать, прощение грехов). При игумении Марии (Ахматовой) в 1870 году икона была украшена новой серебрено-позлащенной ризой с камнями и жемчугом и находилась в иконостасе Никольского храма.

В 20 веке вспыхнуло кровавое зарево революции, наступили времена гонений. Святыня была перенесена в Кафедральный собор и укрыта от поругания, где бережно сохранялась не одно десятилетие. В 1994 году Милостью Божией и ходатайством дорогого Святителя в монастыре начала совершаться Божественная Литургия, возносится молитвы к Богу.

 18 декабря сего года икона святителя Николая Чудотворца при совершении молебного пения была торжественно перенесена в Арзамасский Свято – Николаевский женский монастырь, где Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских занял  свое законное место, в принадлежащем его святому имени храме.

Почти пять веков Святитель  держит в одной руке меч, а в другой град, являя тем самым покров и заступничество всех  Сил Небесных над Святой Русской Землей.

Святителю Отче наш Николае, моли Бога о нас!